Найти тему

Приключения «японцев» в России. Honda, Isuzu, Nissan, Mazda, Mitsubishi, Toyota, Suzuki, Subaru. Все последние новости.

фото из открытых интернет источников.
фото из открытых интернет источников.

В этой статье я решил разобраться с тем, как сейчас обстоят дела на российском рынке у самых известных японских автопроизводителей. Восемь основных японских компаний в России в 2023 году можно разделить, условно, на три группы. Кто-то всё ещё с нами, кто-то на распутье, а кто-то сбежал навсегда...

1 группа. Беглецы. (Honda, Isuzu, Nissan, Mazda, Toyota).

Honda первая из этой четверки два года назад заявила о своём окончательном уходе из России в 2022 году. Своих заводов здесь фирма не имела, дела из года в год шли все хуже и хуже, а потому финальное расставание оказалось ожидаемым и не столь болезненным. Что касается запчастей и расходников для «Хонд», то официальный дистрибьютор марки в лице «Хонда Мотор Рус» продолжает их поставки и по-прежнему выполняет все гарантийные обязательства по ранее проданным машинам. А тем, кто хотел бы приобрести новые автомобили этой марки, сделать это сейчас вполне возможно! По параллельному импорту из Китая в нашу страну завозят достаточно обширный ассортимент моделей (подробно о том какие это модели можно прочитать в статье на моем канале). Причем при покупке Вам даже будет положена гарантия 3 года. Правда цены на такие машины откровенно кусаются.

Японский производитель грузовиков и коммерческой техники Isuzu также ушёл с российского рынка. 100% локальных активов фирмы перешли «Соллерсу». Isuzu продала как акции «Исузу Рус», так и свой завод в Ульяновской области, где собирали грузовики. Японская фирма переложила на «Соллерс» всю ответственность за дальнейшие поставки запчастей, свои гарантийные обязательства и сервисное обслуживание грузовиков. В отличие от Honda, расставание с Россией для Isuzu вышло весьма болезненным. Компания заявила об убытке по итогам последнего финансового года в 12 миллионов долларов.

Ушел, громко хлопнув дверью, и Nissan, передав все свои активы АвтоВАЗу. В Nissan подтвердили, что все вопросы по гарантийному ремонту также нужно теперь направлять российской компании. Фирма продала свой завод под Санкт-Петербургом, где выпускали Qashqai, X-Trail, Murano, российской компании НАМИ. Вообще об окончательном уходе Nissan из России стало известно еще в октябре 2022 года. А уже в конце ноября сделка между НАМИ и «Ниссаном» была официально завершена. Она предполагает, что все местные активы компании перешли её новому владельцу. В список вошли офис продаж и маркетинга в Москве, научно-исследовательский центр, а также сам завод «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус». Впоследствии предприятие в Северной столице НАМИ передал АВТОВАЗу. «АвтоВАЗ» закрыл сделку по приобретению доли в «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» за символический 1 евро и заявил о намерении переименовать предприятие в «Лада». Также был показан первый автомобиль, который будет выпускаться на заводе, — LADA X-cross 5, который является точной копией китайского FAW Besturne T77.


Mazda после известных событий и последовавших за ними беспрецедентных санкций также решила свернуть свой бизнес в России. А жаль! Ведь автомобили этой японской марки всегда пользовались у нас стабильно высоким спросом. Завод компании на Дальнем Востоке собирал сразу несколько моделей. Это Mazda 6, а также кроссоверы CX-5 и CX-9. А еще к нам экспортировалась CX-30. В итоге в декабре 2022 года «Соллерс» выкупил долю Mazda в совместном предприятии за символический €1. Российская компания стала владельцем 100% мощностей бывшего совместного с Mazda предприятия во Владивостоке. Правда, при этом японский концерн сохранил за собой право выкупа своей доли в течение трех лет. При этом дилеры фирмы продолжают работу, распродавая остатки прежних поставок. Компания также поставляет запчасти и осуществляет гарантийное обслуживание своих ранее купленных машин. Расставание с Россией для Mazda оказалось очень болезненным. Японская компания в связи с прекращением производства автомобилей во Владивостоке оценила свои убытки в 82 млн долларов. Можно ли купить сейчас в России какую-нибудь новую Mazda? Да, можно! Например, Mazda СХ4 по параллельному импорту из Китая... Причем на неё даже будет предоставлена гарантия как минимум в 2 года. Цены начинаются с отметки в 3,3 миллиона рублей.

В таком же плачевном состоянии сейчас и самый именитый японский бренд — Toyota. Востребованная и уважаемая в России марка долго сохраняла лояльность к нашему рынку. И хотя завод под Санкт-Петербургом был остановлен ещё весной 2022 года, японцы долго надеялись возобновить производство Camry и RAV4 при первой же возможности. Увы, такой возможности быстро так и не представилось, и марка заявила об отказе от дальнейшего выпуска своих машин на нём. Завод был законсервирован. Компания начала процесс увольнения сотрудников в середине ноября 2022 г. Напомню, на этой площадке по полному циклу со сваркой и окраской кузовов выпускали седан Camry и кроссовер RAV4. Мощность предприятия — до 100 тысяч автомобилей в год. В итоге российские активы Toyota, включая автозавод в Санкт-Петербурге, были проданы ФГУП «НАМИ» без опциона на обратный выкуп. Об этом сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров: «Сделка по переходу активов Toyota, так же как и Volkswagen, не подразумевают опциона на обратный выкуп производственных площадок», — сказал он. Также недавно стало известно, что АВТОВАЗ выкупил у Тойоты завод по производству тросиковых приводов КП. АВТОВАЗ приобрел 100% завода «АТЦ Рус», который специализируется на производстве тросиковых комплектов механизма переключения передач. Предприятие расположено в Тольятти и находилось в собственности двух японских компаний — Toyota Tsusho (65%) и Atsumitec (35%). Toyota Tsusho является дочерней фирмой концерна Toyota Motor. Теперь 99% долей «АТЦ Рус» принадлежат АВТОВАЗу, 1% — его дочерней фирме АО «Лада-Имидж» (дистрибьютор запчастей).
Завод «АТЦ Рус» начал деятельность в 2016 году, он поставлял тросиковые приводы МКП АВТОВАЗу, Renault-Nissan и ГАЗу, мощность завода — 400 тысяч комплектов в год. Всё же пока Toyota официально не уходит из России и продолжит поддерживать дилерскую сеть. При этом конкуренцию официальным Toyota сейчас составляет серый импорт из Японии. То же самое касается и Lexus: производство прекращено, но обслуживание продолжено. Тем не менее окончательный уход фирмы, думаю, теперь всего лишь дело времени.

2 группа. На распутье (Mitsubishi).

У Mitsubishi дела на нашем рынке и до кризиса шли из рук вон плохо. Продажи новых авто с каждым годом только падали. Например, даже в спокойном 2021 году продажи марки в России всё равно сократились на 2%. Компания остановила производство новых машин на своем заводе в Калуге из-за нехватки комплектующих ещё в апреле 2022 года, и с тех пор новостей о её будущем нет.
Конвейер до сих пор находится в простое, официальных комментариев о дальнейшей деятельности в стране нет. На калужском автозаводе Mitsubishi производила сборку авто Outlander в кузове кроссовер и Pajero Sport, который был единственным внедорожником Mitsubishi, выпускавшимся в России. Согласно изначальным планам компании «ПСМА Рус», в 2022 году завод должен был поставить на отечественный рынок более 35 тысяч новых автомобилей. Также в планах был выпуск в России бестселлера марки — нового поколения Mitsubishi Outlander 2023 модельного года. В настоящее время дилеры марки распродают остатки машин на складах. Также начиная с 2023 года появилась возможность приобрести Mitsubishi Airtrek, который стали завозить из Китая в Россию по принципу параллельного импорта.

3 группа. Пока остаются с нами (Subaru, Suzuki).

Эти две компании очень похожи между собой. Оба никогда не имели своих заводов в нашей стране. Оба не делали серьезную ставку на наш рынок. Оба фактически являются нишевыми, хотя каждая из них имеет небольшую, но верную армию поклонников в нашей стране! Но всё же между ними есть различия.
Subaru — эта японская марка и до событий февраля 2022 года почти утратила влияние на наш рынок и по итогам спокойного 2021 года по продажам не попала даже в топ-20. Дилерская сеть фирмы также постепенно сокращалась... Тем не менее Subaru стала одной из немногих фирм, заявившей о сохранении поставок весной 2022 года! Также фирма до сих пор выполняет все свои гарантийные обязательства перед клиентами.

Еще интереснее выглядит ситуация с Suzuki. Это компания, для которой наш рынок не является приоритетным (основные рынки сбыта — это Индия и Япония). Из года в год продажи здесь после кризисного 2014-го не превышали 10 000 авто. Но каждый год шло пусть и небольшое, но поступательное движение вперед. Объемы продаж новых авто медленно, но верно росли, ежегодно открывались новые дилерские центры фирмы. И в этом главное отличие Suzuki от Subaru. А ещё, к чести марки, надо сказать, что это один из немногих японских автобрендов, который, несмотря на все трудности, ни разу не заявлял о своем уходе. В Suzuki говорят так: «И раньше не уходили, и сейчас не уйдём!». Компания так же старательно продолжает исполнять все свои гарантийные обязательства перед клиентами. И хотя официальных новых поставок пока нет, но есть параллельный импорт. Причём ассортимент новых Suzuki в России сейчас гораздо выше, чем официальных... Перечислять подробно, что и по какой цене к нам сейчас завозят, я здесь не стану. О том, какие конкретно модели этой фирмы сейчас можно купить в России, желающие могут прочесть в отдельной статье на канале.