Найти тему

Парадокс Эллсберга. Когда мы идем на риск, а когда – бежим от него.

На работе я отвечаю за стратегию. А стратегия в условиях динамичной российской действительности – жизнь в условиях неизвестности.

Так что давайте проведем мысленный эксперимент, получивший название «парадокса Эллсберга».

Перед вами два мешка. Из каждого вынимается по шарику. После чего экспериментатор сообщает – в первом мешке 50% красных и 50% синих шаров. Во втором – тоже красные и синие шары, но их соотношение неизвестно.

В общем, разница в том, что в первом случае вероятность наступления события нам понятна, во втором - нет.

Задача: выбрать мешок и постараться угадать цвет следующего шарика. Выиграешь – получишь 100 баксов. Проиграешь – ничего страшного.

Ну что? Из какого мешка будете тянуть? Первого или второго?

Большинство людей выбирает первый вариант. Потому что для нас понятия риска и неоднозначности – разные. Пойти на риск – это ввязаться в мероприятие, где вероятность потерпеть неудачу примерно понятна. И вот тогда мы можем рискнуть.

На риск люди идти готовы. Прыгнуть в неизвестность - нет. И если мы от чего-то отказываемся – возможно именно потому, что не способны оценить шансы на успех.

Предприниматели успокаивают себя мыслью, что бизнес – просто такой рисковый вид деятельности. Нет. В сфере бизнеса риск как раз почти не встречается. Мы не можем с уверенностью просчитать вероятность исполнения нашего бизнес плана – просто потому что нет полностью аналогичных компаний и бизнес-планов.

Мир бизнеса – это мир неоднозначности. Он требует не столько «мер по минимизации риска», сколько знания техник работы в ситуации неопределенности.

© Николай Молчанов - кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, колумнист Psychologies и РБК.

Мои книги "Человек покупающий и продающий", "Стратегия вверх тормашками" жюри PricewaterhouseCoopers признало лучшими деловыми книгами России в 2022 г. и 2020 г.

Веду блог "Психология Маркетинга" о поведенческой психологии в Telegram.. На пальцах объясняю самые крутые штуки о психологии, ловушках мышления и техниках манипуляции. 170 000+ подписчиков уже в курсе.

Не упусти шанс изменить свою судьбу. Подписывайся, пригодится