«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд)
Волшебное безобразие, 1919
Сюжет:
На углу двух улиц стоит старик, погубивший свою молодость и красивую семейную жизнь.
В молодости, много лет тому назад старик, будучи молодым человеком, взялся выполнить просьбу одной исключительной красоты девушки: отнести в ее дом клетку с канарейкой.
В ее доме он соблазнился красавицей, едой, лаской и милыми разговорами о пустяках, и остался у нее жить. На вопрос, куда делась из клетки канарейка, девушка объяснила, что покупает птиц и выпускает их на свободу. Однако через некоторое время герой стал свидетелем жуткой картины: девушка сжигает птиц в камине.
Девушка убегает от гнева героя. Молодой человек тоже выбежал на улицу, чтобы предупредить хозяина птичьей лавки не продавать девушке птиц. Но лавки на месте не было. Квартира, где жила девушка, тоже оказалась давно уже нежилой.
Герой вернулся к жене и узнал, что прошло уже три года с момента его отсутствия и жена его недавно умерла.
1919, третий год революции — наверное, самый тяжелый для Грина.
Возникли серьезные проблемы с опубликованием произведений в печати и соответственно средствами к существованию. Так в этом году опубликованными я нашла только два рассказа писателя: «Волшебное безобразие» и «Истребитель». В конце 1918-го Александр Степанович успевает жениться во второй раз и в этом же году развестись. Как вспоминает Вера Калицкая, навестившая бывшего супруга по его просьбе, Грин так описал ей этот брак: «От меня стали прятать варенье и запирать буфет. Я не приживальщик, не моя вина, что негде печататься. Я потом всё бы выплатил. Я послал всех, куда следует, и ушел».
Как не достигшего 40-летнего возраста (писателю было 39) Грина летом 1919-го мобилизуют. Сначала он попадает в караульную службу по охране обоза и амуниции, затем в телефонную команду носить телеграммы. Попросился в санитарный поезд, нашел поддержку врача. И вовремя: через три дня после того, как он уехал в Псков, вся телефонная команда была вырезана поляками.
В марте 1920-го вернулся в Петроград. Переболел сыпным тифом. Попросил и получил материальную помощь от Горького.
Все это время пытается узнать об Александре Степановиче, дать ему передачу или еще как-то помочь его пока еще не получившая официального развода жена — Вера Калицкая.
«Наши отношения после разрыва в 1913 году стали товарищескими; Александр Степанович подробно рассказывал мне о своих любовных похождениях. Однако по тому, каким он тоном о них говорил, я чувствовала, что отношение его к тем женщинам, с которыми он флиртовал, несерьезно. Но однажды, придя к нему без предупреждения, я нашла дверь в его комнату полуоткрытой. Я увидела на столе два прибора: тарелочки из папье-маше, бумажные салфеточки. Стояла нехитрая закуска и немного сладкого. Лежала записка: «Милая Ниночка, я вышел на десять минут. Подожди меня. Твой Саша».
Я поспешила уйти. Тщательность, с которой было приготовлено угощенье, напомнила мне то время, когда Александр Степанович ожидал меня к себе в первый год нашей любви. Я поняла, что ожидаемая женщина — новая серьезная любовь Грина. И не ошиблась. 8 марта 1921 года Александр Степанович женился на Нине Николаевне Мироновой, которая прожила с ним до его смерти, оставаясь верной и преданной женой»,
— так написала об этом Вера Калицкая в своих воспоминаниях о Грине.
Но до того, как это произошло, в сердце Грина ярко впорхнула еще одна женщина.
С мая 1920-го Грин поселился в знаменитом Доме искусств на Мойке — общежитии и убежище для писателей, на своеобразном спасительном острове. Грину это место, жизнь в своей комнате, возможность вернуться к писательской работе, достать свои черновики с заветными замыслами, носящими в себе плоды долгой дороги, показались настоящем раем на земле. Уже почти похоронивший себя, он ожил.
Мария Алонкина. Алупка, октябрь 1923
Секретарем Литературной секции Дома была 17-летняя Мария Сергеевна Алонкина, которую Михаил Слонимский называл душою Дома. Вместе со многими другими писателями влюбился в Марию и Грин. Искусствоведы говорят о том, что название своего первого романа Грин дал именно благодаря фамилии Марии.
«Увлекся он самозабвенно. Понимая умом нелепость своего с ней соединения, свою старость в сравнении с нею и во внешнем своем облике, он горел и страдал и от страсти; страдания доводили его до настоящей физической лихорадки. А она увлеклась другим. И тут встретилась я, ничего не знавшая об этом. И все сдерживаемые им чувства и желания обернулись ко мне — он просил меня стать его женой. Я согласилась...»
— написала об этом времени впоследствии Нина Грин. Самой Нине, тогда еще Мироновой, на момент регистрации брака с Грином было 27 лет.
Браки заключаются на небесах — гласит старая поговорка. Есть ли связь между выбором Грина, выбором Нины Николаевны и тем, как стало развиваться творчество писателя в советский период? Именно в это время он написал все свои крупные по размеру и смело можно сказать, значительные по содержанию произведения. Грин готовился к этой встрече со своей музой наяву и долгие годы шел к ней. И судьба готовила эту встречу.
Астрологи говорят, что самые благоприятные браки заключаются при таком соотношении звезд в гороскопах супругов: если у одного из партнеров (чаще всего мужчины) Солнце в этом знаке, то у другого (чаще всего женщины) в этом же знаке Луна. Как известно, Александр Степанович родился в августе — в царство солнечного Льва. А Нина Николаевна — оказалась под влиянием лунного Льва. И кстати, под знаком лунного Льва родился и Михаил Булгаков — писатель, на творчество которого Грин повлиял очень сильно. Например, литературовед Е.А.Яблоков посвятил этой теме статью «Александр Грин и Михаил Булгаков (романы «Блистающий мир» и «Мастер и Маргарита»)», по текстам двух авторов выверяя это влияние. А еще ранее эта тема соприкосновения писателей, влияния Грина на Булгакова была открыта М.Чудаковой.
Что привлекло Нину в Грине, об этом она написала в воспоминаниях:
«— Хочется тебе послушать, что я написал за эти дни? А не хочешь — говори прямо. Натяжек у нас не должно быть. Но вижу, плут, что хочешь. Слушай внимательно и учись. Я тебя как на уроке буду спрашивать. И он прочел мне впервые начало «Блистающего мира».
Чтение взволновало меня. До замужества я читала очень много, но безалаберно. В душе больше всего любила сказку о крошечной принцессе, плывущей по лесному ручью в лепестке от розы. Любила и стыдилась этого. Теперь, слушая Александра Степановича, краснея от волнения, от того, что он, доверив, открывал мне свое таинственное, я почувствовала такую же нежность и благодарность, как некогда, читая ту сказку. Это было мое крещение в жены писателя».
Александр и Альберт Бенуа, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Водкин и другие художники устраивали в помещении Дома искусств выставки картин. Литературную студию для молодежи возглавлял Корней Чуковский. Владимир Маяковский прочел свою здесь поэму «150 000 000».
А 8 декабря 1920-го Грин — свою феерию «Алые паруса».
Автор: Орлова Ольга Анатольевна
Психолог, КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru