Всем привет. В этой статье пойдет речь о храме, который является одним из самых доступных, в плане посещения. Он находится буквально в 2 км. от Нерехты в живом селе, куда ведет асфальтовая дорога. Храм в селе один, но статью я назвал "Две сестры". Не буду держать интригу. Дело в том, что об этом храме специалисты пишут, что это характерная для своего времени и региона сельская приходская церковь. Более того, по композиции и декору, она очень похожа с храмом Казанской иконы Пресвятой Богородицы, который расположен в соседнем, ныне заброшенном селе Княгинино. Об это храме я писал здесь:
Можно сказать, что церкви с. Федоровское и с. Княгинино - две сестры! Храмы действительно очень похожи! Итак, церковь Рождества Богородицы в Федоровском.
Традиционно начнет с истории населенного пункта. Обычно, о селе и приходе первые документальные упоминания связаны уплатой дани и датируются примерно концом 16, началом 17 века. Федоровское же известно с 1450 года. До нашего времени сохранился текст грамоты, по которой с. Федоровское стало вотчиной Троице-Сергиева монастыря (Лавры). Вот сам текст документа:
В данной грамоте упоминаются три персоны:
1. Великая княгиня София. Это Со́фья Вито́втовна, в постриге Ефросинья (1371 — 15 июня 1453) — княгиня, жена князя московского Василия I (в 1390—1425 годах). Единственная дочь известного великого князя литовского Витовта Кейстутовича. Мать Василия II Тёмного
2. Игумен Троицкого Сергиева монастыря Мартиниан. Это преподобный Мартиниан Белозерский. Житие рассказывает, что великий князь Василий Темный, во время посещения Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, получил благословение у святого и выслушав наставления, пообещал приблизить его к себе. Действительно, вскоре преподобный был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. В декабре 1447 года Мартиниан Белозерский подписал послание иерархов Русской Церкви Дмитрию Шемяке, уже как игумен Троице-Сергиева монастыря. Житие сообщает, что преподобный Мартиниан стал духовником великого князя.
3. Великая княгиня Мария, это жена Василия Темного, мать Ивана III. Мария Ярославна, наряду с матерью Василия II Тёмного — Софьей Витовтовной принимала большое участие в жизни и управлении княжеством. Стараясь снискать расположение Церкви, она предоставила ей различные льготы, в частности в 1450 году был освобождён от пошлин Троице-Сергиев монастырь.
Становится очевидным, что указанный документ полностью вписывается в свою эпоху. А значит уже в 1450 году в селе есть храм.
Посмотрим на следующие выписки из старинных документов. Здесь в 101 (1593) году в селе Федоровском упоминается храм Рождества Богородицы с приделом преп. Сергия (все-таки вотчина Сергиева монастыря):
Особый интерес представляет запись за (7)120 год. Это 1612 год. Эпоха смуты. В 10 кельях живут нищие: дворы их сожжены, крестьян с женами и детьми литовские люди (очевидно и поляки тоже) побили или в пленили, кто-то пропал без вести. Одним словом Федоровское было разорено. Далее мы читаем, что до (7)124 года (до 1616) храм в Федоровском "стоит без пения от разорения от литовских людей":
Таким образом, после разорения села в смутное время, храм не действовал 4 года... Такие последствия на нашу землю были от польского нашествия. После прочтения таких документов, открывается вся важность и сила подвига нашего народного героя Ивана Сусанина. Становиться понятным, что двигало нашими предками, вступившими в ополчечение К. Минина и Д. Пожарского. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ НАШИМ ГЕРОЯМ!
С 1616 года у храма вновь есть свой клир. А в 1627-31 годах - Федоровское уже числится как дача Государева!!! Жизнь в селе восстановилась!
Вместе с тем, о храме с. Федоровское упоминается в документах прихода с. Кувакино Нерехтского уезда:
Получается в (7)101 году - 1593 г. - на освящение храма в Федоровское были привезены утварь, облачения, книги из соседнего прихода. Т.о., появляется дата 1593 - как вероятная дата постройки нового деревянного храма, которых и разорили литовцы.
Теперь посмотрим более поздние документы о жизни прихода с. Федоровское (1653, 1680, 1692, 1693, 1729 гг.):
Здесь нам особенно важна дата 1729 год - как дата начала строительства нового деревянного храма.
Также есть еще одна интересная связь с с. Кувакино, где в 1736 году сгорел храм. На место сгоревшей церкви был перенесен старый деревянных храм из с. Федоровское:
В какой-то момент новая деревянная церковь была заменена на новую, каменную. Вот только дата постройки этой каменной церкви в Федоровском оказалась забыта. Вот ее статистическое описание за 1863 год:
Приход в селе был большой более 1300 человек. Спустя 50 лет приход вырастет еще на 300 человек. Кстати сказать, в справке за 1911 год указано, что храм построен в 1720 году. Это очевидная ошибка, т.к. мы помним, что в 1729 году был дан указ о строительстве нового деревянного храма.
Существующий сегодня в Федоровском храм, специалисты датируют кон.80-нач. 90 годов 18 века ( в Княгинино храм построен в 1795 г.). Объемно-прастранственная композиция и наружное убранство храма основано на традициях допетровской эпохи. Церковь поставлена на легком возвышении рельефа на южной окраине села и служит высотным ориентиром на широкой равнинной местности.
Вокруг храма приходское кладбище. Храмовая ограда утрачена практически полностью.
Центральная часть храма - кубообразный двусветный четверик - была увенчана 5 куполами, сегодня от них остались только барабаны... С востока к четверику примыкает слегка зауженная невысокая апсида алтаря...
С запала к четверику примыкает широкая трапезная с южным, Никольским приделом, таким образом, что если с севера стена трапезной продолжает линию фасада четверика, то с юга алтарь придела сильно выступает и частично перекрывает фасад четверика.
С севера:
С юга:
Колокольня храма поставлена по оси четверика. В ее основании находится четверик, на котором возвышается высокий восьмигранный столп. Колокольня заканчивается шатром с маленькой главкой.
Интересны окна четверика, которые украшены наличниками. Полностью такие наличники на 1 ярусе окон не сфотографировать, т.к. все закрывает высокая трава:
Кроме того, в закомарах на листах металла были выполнены живописные композиции. Их остатки еще и сегодня можно наблюдать на восточном фасаде четверика:
Внутри храма фрагментарно сохранилась живопись 3 четверти 19 века, выполненная масляной краской.
На западной стене алтаря еще недавно сохранялись изображения святых. Сегодня они выглядят так:
В четверике живописи чуть больше. В основном это орнаменты и украшения. Сюжетных росписей практически не сохранилось.
Северная стена четверика:
На левой стороне северной стены выступили какие-то более ранние росписи:
Южная стена четверика:
В своде четверика сохранились остатки сюжетной живописи.
Один из четырех элементов свода:
Здесь были развернутые композиции "Рождество Христово", "Крещение Господне", Воскресение Господне"... На западной стене были изображения Воскрешения Лазаря и Страшного Суда. Все что осталось:
В трапезной части ничего не сохранилось. Более того, в советское время здесь видимо был устроен гараж для сельхоз. техники, т.к. оконные проемы южной стены растесаны под въездные ворота:
Есть предположение куда делась ограда храма. Возможно ее кирпичи стали частью этого строения:
Вот и все на сегодня! Благодарю Вас за внимание! До новых встреч! ПОКА!
P.S. Эпилог не по теме. В начале июля, я написал статью про костромской троллейбус. Она сразу стала самой читаемой на канале. Примерно такой же казус произошел на моем ютуб канале. В последние дни работы троллейбуса я сделал несколько видео, которые выложил на канал в ютубе, позже их объединил и выложил сюда. Просмотры, что на ютубе, что здесь примерно одинаковые. Был еще один ролик с троллейбусом в салоне, просто на память))). Но почему-то он зашел на ютубе, что к моменту написания этой статьи он набрал 42000 просмотров, более 1300 лайков, +156 подписчиков... Хотя ничего в этом ролике сверхинтересного нет... Вот он...
Посмотрим, что будет здесь))) А теперь, точно, ПОКА!