30 августа 2017 года мною была предпринята попытка велосипедного похода в заброшенное село Княгинино Нерехтского района. Цель посещение храма Казанской иконы Божией Матери. Скажу сразу, из Костромы до Нерехты добирался на электричке... В путь!
Село Княгинино очень древнее и известно по документам с 1356 г. В духовном завещании московского великого князя Ивана II (отца Д.Донского) сказано, что «Нерехта с варницами бортниками бобровниками и селом Княгининским» принадлежали матери Ивана II великой княгине Елене, жене Ивана Калиты. По титулу великой княгини Елены село и получило свое название. Княгинино вместе с соседними селами и деревнями Еленой было пожаловано Троице-Сергиеву монастырю (ныне Троице-Сергиевой Лавре).
В 1762 г. в указе Екатерины II записано: «Отписанное от нас Платона Мусина-Пушкина имение, оставшееся за бывшими раздачами и ныне состоящее в ведомстве Главной Дворцовой канцелярии в Костромском уезде село Княгинино и деревня Попадейка, в которой 68 мужских душ, возвращаем и жалуем мы детям его Платона Мусина-Пушкина». Отец его, И.А.Мусин-Пушкин, был сослан в Соловецкий монастырь за то, что подписался к смертному приговору царевича Алексея, сына Петра I.
Наличие в этой местности храма известно с XVII века. Так, например, в апреле 1685 г. "в селе церковь Казанския Пресв. Богородицы, да другая церковь Василия Кессарийскаго".
В конце XVIII века, ко времени строительства каменного храма село, по всей видимости, входило во владения помещика Николая Алексеевича Хомутова, имевшего более 10000 крепостных в разных уездах и построившим каменные церкви разных селах Нерехтского уезда. Примечательно, что его сын Леонид Николаевич Хомутов, был другом М.Ю. Лермонтова. [Белоруков Д .Ф. Деревни,сёла и города Костромского края: материалы для истории. - Кострома, 2000. - С. 266];[Лермонтовская энциклопедия.: АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; — М.: Сов. Энцикл., 1981.].
Именно с именем помещика Н.А. Хомутова и связано строительство каменной Богородицкой церкви с. Княгинино. Однако в издании 1863 г. "Статистическое описание соборов и церквей Костромской Епархии", составленном клириком Кафедрального Успенского собора г. Костромы протоиереем Иоанном Беляевым, о Княгининском храме указано, что данная церковь относится к 7 классу. Имя помещика Хомутова как попечителя не упоминается. В данной книге приводится следующая историческая справка:
В более позднем издании (1911 г.), составленном преподавателем Костромской духовной семинарии И.В. Баженовым указано, что церковь построена усердием прихожан.
Храм считается одним из лучших памятников архитектуры Нерехтского района. Объемно-пространственная композиция и декор повторяют формы допетровской архитектуры XVII в., близкой ярославской школе. Храм расположена на высоком холме от куда открывается замечательный вид на окрестности.
Объемно-пространственная композиция церкви имеет несимметричную относительно продольной оси композицию. Четверик храма увенчан пятиглавием с глухими цилиндрическими барабанами и массивными луковичными главами. К храму примыкают более узкая полукруглая алтарная апсида и прямоугольная в плане поперечно вытянутая трапезная с южным приделом свт. Василия Великого, полукруглая апсида которого частично закрывает фасад храма. С северной стороны стена трапезной находится в одной плоскости с четвериком. По оси храма с запада к трапезной примыкает колокольня с нижним ярусом-четвериком и высоким столпообразным восьмериком, несущим шатер с главкой. [Более подробрно об архитектуре храма см.: Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. - С. 219-221].
Особо почитаемыми реликвиями в церкви были Казанская икона Божией Матери в "сребропозлащенной" ризе и небольшой крест с частями мощей разных святых.
В 30-годы ХХ века храм как и многие другие, был закрыт. В советское время утрачены двускатная кровля трапезной, иконостасы и значительная часть настенной росписи; в кон. ХХ в. утрачена четырехскатная кровля храма.
В основном объеме храма на стенах и на своде в 3-й четв. XIX в. была выполнена роспись в стиле псевдобарокко. На восточном лотке свода было помещено «Воскресение Христово», на остальных – три сцены Страстей: «Несение креста», «Снятие со креста» и «Положение во гроб». Клейма с евангелистами были расположены в угловых частях свода, переходя с лотка на лоток. Центральная композиция на западной стене – «Взятие Богородицы на небо», по сторонам от нее размещены клейма с заповедями блаженства. Большие клейма имеют гризайльные кокошники и «консоли» в основании, малые клейма оформлены пышными картушами с растительными мотивами орнаментики. Фриз под окнами второго света декорирован крупными лепестковыми розетками. Гризайльное оформление выполнено в золотисто-коричневой гамме. Фоны сюжетных композиций серовато-коричневатые, драпировки тонированы красным, синим, зеленым и белым. При высокой сложности орнаментики, клейма написаны менее профессионально. В них присутствует ориентация на образцы академической живописи. Откосы окон расписаны под мрамор. Практически все это великолепие безвозвратно утрачено!!!
Свод четверика: вид на восточную стену (на алтарь):
Свод четверика: вид на запад:
В пределе свт. Василия Великого внутреннее убранство утрачено полностью. Свод активно разрушается.
Время не щадит даже камень...
И все-таки, несмотря на "мерзость запустения" в месте святом и огромные утраты не только в духовном, но даже в культурном контексте, в этом храме пока еще сохраняется одна уникальная черта. Это его купола. К сожалению, главок осталось всего три, т.к. две уже разрушились и упали на землю.
Уникальность этих куполов в том, что под металлическим покрытием частично сохранился лемех.
Лемех как кровельный материал в виде небольших деревянных пластин; продолговатые, слегка изогнутые дощечки в форме лопатки или плоской уступчатой пирамидки, служащие для покрытия глав, барабанов, шатров. Использовался русской деревянной архитектуре.
Таким образом перед нами храм, у которого главки куполов имеют по сути две кровли: внутреннюю деревянную и внешнюю металлическую.
Почему было применено такое уникальное решение, неизвестно. По всей видимости, изначально, в 1795 году все купола были покрыты лемехом. Можно сказать, что эта черта была визитной карточкой княгининского храма. Когда же деревянная кровля стала ветшать ее просто зашили металлом.
Осмотрев этот храм мы отправились к следующему объекту маршрута нашего велопохода.