Терпеть не могу когда кто-нибудь начинает корчить из себя культурного человека, разглагольствуя о Моцарте, а сам не видел ни одной его картины.
Массовая культура формирует образы выдающихся людей при помощи стереотипов. Например, когда речь заходит о Моцарте, то в обязательном порядке сообщают, что он:
- обладал скатологическим чувством юмора,
- прилично зарабатывал,
- вёл расточительный образ жизни,
- был отравлен композитором-завистником (Сальери, извини),
- за одну ночь создал своё последнее произведение и умер,
- похоронен в общей могиле, как нищий.
Что-то здесь правда, что-то - ложь, что-то - полуправда. Обсуждать разные аспекты жизни гениального композитора вполне себе нормально. Только при этом не надо забывать, что самое важное в "теме Моцарта" всё-таки музыка.
Другое дело, когда из его обширного наследия вырывают отдельные сочинения или даже фрагменты, и корявенько прикручивают к какому-нибудь медиа-продукту.
Ария Царицы Ночи из "Волшебной флейты" как раз относится к такому случаю.
Ешь
Вот Элизабет Гилберт из фильма "Ешь, молись, люби" с удовольствием уплетает спагетти а-ля аматричана, совершенно искренне наслаждаясь собой, Roma Aeterna и итальянской кухней.
Никого не смущает, что при этом звучат далеко не аппетитные слова о "жажде мести", "беспощадности", "ужасе смерти" и "отречении от родной дочери"?
На одном из сайтов столь странный выбор саундтрека назвали "интересным, подчёркивающим радость, которую испытывает героиня, путешествуя по Италии". Видимо, не знакомы с переводом, как, впрочем, и создатели фильма.
Интересный факт. Фуд-стилист картины Сьюзен Спанген рассказывала, что когда по окончании съёмок эпизода остатки блюда были выброшены в мусорку, кто-то вспомнил, что забыли отснять крупный план с падающим пармезаном:
Как бы мне ни было неприятно вынимать макароны из мусорного ведра, я достала их, разложила заново, и мы посыпали на них сыром.
Рули
В 2019 году шведский автомобильный гигант Volvo решил использовать арию оперной злодейки в рекламе своего нового авто - XC90.
Посыл ролика в общем-то понятен: кроссовер премиум-класса связывают с элитарным миром Большой оперы:
Можете ли вы сконструировать внедорожник для арии?
Вокал канадской сопрано Эмили Чунг максимально рафинирован, а электронная аранжировка призвана вызвать чувство спокойствия, богатства и благополучия. Только текст опять не в кассу:
А если нет, так ты не дочь моя!
Больше ты не дочь моя!
Это если Памина откажется по приказу Царицы убить Зарастро. Кстати, вторая часть арии полностью состоит из проклятий и угроз кровожадной мамаши. Именно поэтому, обозреватель "Los Angeles Times" Майкл Хилцик назвал рекламу XC90 "коммерческим бредом, рассчитанным на незнание потребителями истинного значения и культурного контекста саундтрека".
Люби
Кульминационные колоратурные пассажи арии можно лицезреть в тридцатисекундном ролике геля-смазки для цариц женщин Durex Play O. Однако, вместо двукратного повторения они звучат пять раз, как бы намекая на более длительное удовольствие.
От "истерики" моцартовского персонажа осталась только фраза "Больше ты не дочь моя!".
И может быть это намёк. Почему Царица Ночи такая злая? Просто у неё давно не было ...
В Новой Зеландии поклонники оперного искусства подали жалобу в Управление по рекламным стандартам, обвинив Durex в "осквернении прекрасной арии". В итоге было признано, что реклама действительно "оскорбляет чувства любителей Моцарта", но, учитывая преобладающие в обществе стандарты, на серьёзное правонарушение это не тянет.
А какова ваша точка зрения на подобное прикладное применение музыки великого австрийца?
Появилось желание? Отведать пасту? Прокатиться на машине? Зайти в магазин интимных товаров?
Комментарии открыты - смелее.
Ссылка на статью будет жить долго и счастливо в разделе Музыка в Рекламе постоянного КАТАЛОГА канала. Ещё по теме:
Знакомьтесь: Чайховен и Бетдональдс
Пиво, минералка, шубы, шоколад. Реклaмная служба классической музыки
Пять примеров глумления и унижения. Классика в рекламе
Про арию "Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen" в интернетах не писал только ленивый, мой вариант: Ария зомби для колоратурного сопрано
Традиционная несмешная байка в заключении:
Один из второстепенных персонажей "Свадьбы Фигаро" - недалёкий и заикающийся судья Дон Курцио. Моцарт хотел, чтобы первый исполнитель этой партии ирландский певец Майкл Келли изображал заикание во всех сценах, за исключением секстета из третьего акта, своего любимого номера. Композитор опасался, что он испортит музыку.
Но Келли настаивал на "заикании" и в секстете, для сохранения целостности образа. В конце концов он заявил, что будет петь это так или не петь вообще.
Моцарт сдался.
На премьере тенор исполнил всё, как и обещал. Результатом стали бурные аплодисменты публики. Говорят, сам император кричал: "Браво".
Композитор выбежал на сцену и, взяв певца за руку, сказал: "Молодой человек, я чувствую себя обязанным перед вами и признаю, что вы были правы, а я нет".