Да-да, именно этому супрематисту, знаменитому своими композициями с геометрическими фигурами, принадлежит множество полотен с крестьянами и сельской жизнью.
Хотя сам художник определял жанр как "трудовой", изначально он стремился подражать иконописи. Иконы в его представлении были высшей ступенью крестьянского искусства.
В 1910-х годах полотна Малевича впервые наполняются фигурами крестьян, занятых работой. Они примитивистски упрощены и укрупнены, иконописны по цвету и плоскостности. Для художника это возвышенные и прекрасные герои. Грубо вырубленные головы, мощные тела, монументальная застылость. Их лица ещё явно хранят воспоминания о церковных ликах.
Второй раз крестьяне появляются в творчестве Малевича в конце 1920-х. И это уже абсолютно другие персонажи, они не герои, а жертвы. Безликие люди, тела которых увенчаны красными, белыми, а зачастую и просто нераскрашенными овалами.
Можно предположить, что так Малевич изображал оболваненых тоталитарным режимом людей. Или же "потерянных" людей, привычный мир которых безвозвратно исчез.
Если смотреть на безликих крестьян долго, вглядываясь в их тела и позы, начинает казаться, что вместе с трагизмом и пронзительным отчаянием они излучают отстранённый героизм. Тот самый героизм масс, в котором отдельная личность уже не имеет значения.
Но не только переживания о крестьянской доле и уничтожении деревни отразились на полотнах конца 20-х годов. Малевич боялся ареста. Красный домик с глухими стенами начинает маячить практически во всех его пейзажах, олицетворяя тюрьму.
Ярче всего, внутренняя напряжённость мастера отразилась на картине "Бегущий человек". Мимо длинного креста, мимо тюрем с глухими стенами и воткнутой между ними саблей мчится седобородый старик с потерянным лицом. И это не метафора! От лица его остался только контур, обрисовавший пустоту.
А как вам кажется, какое настроение передают безликие крестьяне? Знали ли вы о такой стороне творчества Малевича?