Найти тему
Фантагиро Бурерожденная

План-перехват принца Деймона и немножко о средневековых турнирах

Оглавление

Обзор сериала "Дом дракона". 2 часть.

План-перехват «Это Огненный дракон!».

Мейстеры лечат Визериса.

Неповторимый оригинал.
Неповторимый оригинал.
Жалкая пародия.
Жалкая пародия.

Он сел на Железный трон, а там пики точеные и всякие бациллы за сто лет накопились – вот всемогущий дракон, которого не берет ни чума, ни огонь, вдруг и подхватил золотистого стафилококка, которого мейстеры лечат прижиганием и пиявками. Странно, но лечение не помогает, скорее наоборот.

Эти же мейстеры отмачивают в холодной воде жену Визериса, чтобы облегчить ее беременность.

-3

Начинается нудная тема предстоящих родов. Эймму уже достали проблемы с фертильностью, и она (начхав на то, что говорила своей дочери пять минут назад: «Твое поле брани – родовое ложе») говорит, что этот карапуз будет последним, хватит с нее. Визерис рассказывает ей свой сон: их сын родился в короне Эйгона под топот копыт и звон мечей, а потом был посажен отцом на трон.

Хр-р-р-р-р.

Из теплых объятий сна меня вырывает Деймон. С точки зрения пользы для престола он самый вероятный наследник Визериса: у него есть дракон Караксес, легендарный валирийский меч Темная Сестра (ранее принадлежавший Висенье), а также «Золотые плащи» в полном управлении. И пока его старший брат Визерис занят клистирами и толкованием снов, Деймон пламенными речами мотивирует свою личную гвардию перед турниром зачистить город от социально опасных элементов: воров, бомжей и прочих.

-4

Проблема решается радикально, но действенно, легкие наказания у принца не предусмотрены, так что после такого плана-перехвата «Кровавый Змей» я бы на месте бомжей обходила Королевскую гавань седьмой дорогой – если у них ещё останутся к этому времени ноги.

Как всегда, находятся недовольные. Десница короля Отто Хайтауэр на Совете начинает бухтеть, что так дела не делаются, бомжей надо не наказывать, а ставить на путь исправления… «Ага, да, да, – прерывает его принц Деймон. – Только вот проблема в том, что турнир уже близко, а у вас не город, а гадюшник, в нем ночью опасно собачку вывести погулять».

-5

Крыть Хайтауэру эту правду-истину нечем, поэтому он переходит на личности: «Вы бы за женой так ухаживали, как за Золотыми плащами!» Но Деймона голыми руками не возьмешь: «Если моя жена вам так понравилась, могу подарить ее вам, благо ваша благоверная бензопила уже пилит стозвонные кедры на небесах».

Всех мирит Визерис, но Деймону на Совете уже неинтересно, он высказал все, что хотел. Порядок в гавани наведен, пора проинспектировать бордели, и принц отправляется тешить своего маленького Деймона. Если подумать, то порядок он навел образцовый, если теперь любой может ходить ночью по улицам города.

Вообще меня радует в этом сериале, как свободно ходят по улицам принцы и принцессы. В Средневековье их сопровождали вооруженные до зубов гвардейцы, а принцесс – ещё и целая рота фрейлин и служанок. Взять хотя бы «Игру престолов». Помните, сколько народу постоянно топталось рядом с Сансой Старк? Куча подружек, септа Мордейн, Джейни Пуль, а ведь она только считалась невестой Джоффри. Ее папа тоже с собой брал всю свою охрану. Это ему не сильно помогло, когда он к Мизинцу заехал, но тем не менее.

В «Доме дракона» короли и принцы настолько храбры и демократичны, что сплошь и рядом у них принцы и принцессы в одиночку ходят куда им заблагорассудится.

Вон принцесса Рейнира на турнир опоздала. И всем что? И всем начхать. Так что Рейнира посередине речи папеньки вынуждена расталкивать всех придворных, чтобы до своего места добраться.

"Кстати, пока мы все наслаждаемся турниром, моя жена рожает".
"Кстати, пока мы все наслаждаемся турниром, моя жена рожает".
"Дочь, ты когда-нибудь слышала фразу "Точность – вежливость королей?"
"Дочь, ты когда-нибудь слышала фразу "Точность – вежливость королей?"

Турниры в Средние века.

По турниру в «Доме дракона» хорошо потоптались Клим Жуков с Дмитрием Пучковым. Я с ними согласна. Сколько есть описаний средневековых турниров, взять хотя бы «Айвенго» Вальтера Скотта или юмористичные произведения, типа «Дон Кихота» и «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» – даже там соблюден определенный порядок.

Первые подобные состязания состоялись аж в 842 году, но полный кодекс турнира был изобретен лишь к 12 столетию во Франции. Ко времени расцвета рыцарства окончательно сложился облик образцового рыцаря: он должен был постоянно соответствовать идеалу рыцарства и преданно служить господину. В рыцарский кодекс входили следующие добродетели: самопожертвование, милосердие, помощь бедным и беззащитным, целомудрие, умение держать слово, храбрость и отвага, верность, благочестие. Каждый оруженосец перед посвящением в рыцари сдавал целый экзамен, никто не хотел доверять в бою свою жизнь неучу или человеку ненадежному.

Образцовый рыцарь Роланд ("Песнь о Роланде").
Образцовый рыцарь Роланд ("Песнь о Роланде").

Понятно, что в 12 веке грамоту не все рыцари знали, но они хотя бы пытались. Здорово мотивировало их правило, согласно которому рыцарь должен быть куртуазным. А значит, учтивым, вежливым, галантным кавалером. Сочинять стихи и петь серенады под окном любимой. Расписывались признаки истинного рыцаря, которые потом вошли в «Юности честное зерцало» и прочие сборники по этикету. Насколько рыцарские правила вошли в тогдашнюю жизнь, можно понять уже по тому, что одного скрывавшегося оруженосца узнали по тому, как искусно он оленя на охоте разделал. Даже веточку ели не забыл в пасть положить.

Правила турниров.

Турниры были достаточно демократичными: есть у тебя турнирный конь, доспех ценой в 30 быков, оруженосец, герб – вперед и с песней. Уже понятно, что какой-нибудь землепашец туда точно не полезет.

Турниры были весьма полезны: а) экономически: сколько народу с них кормилось – мама дорогая: от кузнеца до бродячего артиста; б) политически: турниры помогали сбросить агрессию феодалам, которую в мирное время им некуда было девать, а заодно решить проблемы, которые мирным путем решить невозможно; в) демографически: сколько помолвок на них заключалось, какие страсти кипели, сколько потом детей рождалось у местных доступных мамзелек!

Турниры были опасны.

Через ухо, плечо и глаз,
Три короля погибли у нас.
Через ухо, глаз и плечо,
Трёх королей у нас недочёт. ("Графиня де Монсоро" А. Дюма)

Муж Екатерины Медичи, король Генрих Второй, в 1559 году получил в глаз осколком копья на турнире от графа Монтгомери и скоропостижно скончался. Король Генрих Восьмой тоже на турнире пострадал и полученную рану не смог залечить до самой смерти.

Уже в 13 веке правила турнира стали более строгими. На нем использовалось только тупое оружие, а чаще – специальные турнирные копья, которые зрелищно ломались в щепки при столкновении. Кони и всадник были закованы в броню так, чтобы исключить тяжелые повреждения. Вместо командной драки предпочитали поединки двух всадников, разделенных барьером. Метить копьем всаднику ниже пояса считалось позором, равно как и попасть копьем в лошадь. За такое виновника выгоняли с турнира, а его щит вешали вверх ногами. За более тяжкие прегрешения рыцаря могли вообще лишить права посещать турниры, а то и золотые шпоры отобрать. Ведь рыцарь должен быть идеалом, а какой это идеал, если он дерется не по правилам? Нет, такой идеал нам не нужен!

Опять же перед турниром все рыцари клялись соблюдать правила турнира и драться честно. Правила нарушил? Значит, клятвопреступник. Да ещё и при самом короле или своем сюзерене. Пошел прочь!

Оружие должно было хорошо пригоняться: за потерянный шлем, шпору или забрало сразу засчитывали поражение. Какой смысл дальше сражаться человеку без защиты?

Чтобы не возникало споров, за соблюдением правил следили герольды – церемониймейстеры и судьи турнира.

-9

Они имели право подавать трубачам знак к началу турнира или остановить его, если бой становился слишком ожесточенным.

-10

Герольды составляли гербы, поэтому герб каждого рыцаря на турнире они описывали вслух и делали вывод: достоин ли рыцарь участвовать в турнире. В их обычные задачи входило также объявлять войну или мир, предлагать крепости сдаться, считать убитых и раненых, оценивать доблесть рыцарей, присутствовать на торжествах или похоронах государя, торжественных приемах и при возведении в рыцарское достоинство претендентов.

Вспомните, как герольды разрешили сражаться на турнире рыцарю "Лишенному наследства". Их слова было достаточно, чтобы Айвенго разрешили сражаться без называния своего истинного имени и показывания своего лица. Он назвал его герольдам – этого хватило.

Между прочим, до сих пор есть реконструкторы, которые профессионально занимаются турнирами. Одно дело прочесть про турнир в книжке, и совсем другое - поучаствовать в нем самому.

-11

Да что там говорить. Вот живой пример – автор канала ТыжИсторик:

Право быть герольдом надо было заслужить, потому что судить людей чести – тот ещё гемор. Не каждый осилит. Так что должность эта была весьма почетной. А чтобы помогать герольдам поддерживать порядок, сбоку от них стояла стража и древками алебард приводила в чувство тех, кто об этом забывал. Руководили стражей два маршала, которые специально назначались на этот турнир.

Именно маршалы остановили бой Айвенго и Бриана де Буагильбера, когда они после поединка на копьях собирались продолжить бой на мечах. Об этом не было уговора, так что поединок был остановлен.

Вообще турнир был настолько масштабным зрелищем, что для него могли назначаться особый король и королева, даже если на нем присутствовали коронованные особы. Зачастую королем турнира становился победитель первого дня, он получал свою турнирную корону и назначал какую-нибудь даму королевой любви и красоты.

"Айвенго", иллюстрация.
"Айвенго", иллюстрация.

Она занимала особый трон, украшенный ангелочками и сердечками, надевала подаренную ей корону и в конце второго дня награждала рыцаря, который будет признан наиболее доблестным из всех.

"Айвенго", иллюстрация.
"Айвенго", иллюстрация.

На третий день могли сделать соревнование для простых людей. Так, именно в «Айвенго» на третий день всех поразил своим умением некий Робин из Локсли, расщепив стрелой ивовую тростинку.

В конце турнира участники разъезжались по своим феодам, покрытые синяками и славой, а герольды составляли отчет, разукрашивая его нарядными иллюстрациями.

Вот такими.
Вот такими.
«Затем Мелиганус, сын Багдемагуса, отважно и рыцарственно сломал свое копье о сэра Гарета» (Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»).

Так что турниры были развлекательным мероприятием, призванным порадовать зрителей и дать всем храбрецам показать свою молодецкую удаль.

В сериале «Дом дракона» из турнира сделали черти что. Даже в «Игре престолов» он был показан лучше.

Что из этой трубы увидят король и его свита? Да ничего!
Что из этой трубы увидят король и его свита? Да ничего!

Спасибо за донаты!

Предыдущее:

Продолжение:

Партнеры:

ТыЖИсторик

Каналы, на которые стоит подписаться

Кино, вино и Мимино