Последнее время всё чаще вспоминаю моё второе место работы – НИИ Приборостроения (НИИП). В Советском Союзе имелось множество режимных предприятий, их ещё называли «почтовыми ящиками». Эти НИИ были более или менее засекреченными, поскольку работали на оборонную промышленность, и вместо обычного адреса указывался только номер ящика (п/я).
Наш НИИП принадлежал Министерству Авиационной промышленности и выпускал, как нетрудно догадаться из названия, приборы. Сам разрабатывал, конструировал и производил. Самые разные приборы вплоть до таких, что предназначались для ПКК (пилотируемых космических кораблей). В частности, за работу над «Бураном» институт получил орден Ленина.
Я более 13 лет, с конца 1983-го по начало 1997-го, отработала там инженером-технологом на опытном производстве, в цехе печатных плат. Производство только называлось опытным: у нас был очень даже нехилый план, который следовало выполнять. И желательно, на 101%. Беспримерная школа жизни, знаете ли. В институте зря нас пугали сферой материального производства: тогда было престижно работать в «чистых» НИИ – в науке.
Почему мне вдруг вспомнился тот богатый событиями период жизни? Да вот появилась идея написать одну вещь. Что это получится – повесть или роман, пока не знаю. Но главные персонажи будут работать вот в таком НИИ, примерно в то же время. А времечко было жутко интересным и непростым. Перестройка, ГКЧП, развал Союза. Как следствие – крах «оборонки». И многое другое.
Вот и вспоминаю. Политинформации, профсоюзные собрания и путёвки, демонстрации по великим праздникам, зимние поездки в пионерский лагерь. Поначалу мы были молоды, веселы и достаточно циничны, чтобы не принимать официоз близко к сердцу. Потом, когда перестали платить зарплату, остался только цинизм. Именно на нём коллектив и выживал, гоня халтуру, чтобы прокормиться. Каких только плат мы не делали: для АОНов, антирадаров, простеньких компьютеров…
Но затем не стало и халтуры, так как рынок наводнился дешёвой китайской дребеденью. Пришлось уходить. Жаль. Если бы не вся эта перестроечная распердиха (сорри за мой французский), я, скорее всего, так бы и проработала в НИИПе. Ушла бы на пенсию ведущим инженером или начальником цеха.
Перебираю старые фото. Кое-кого давно нет в живых. Вредное производство, ничего не поделаешь.