Мозг — мой второй любимый орган. Вуди Аллен
Это сериал, по которому я определяю своих. Бывало, подозреваешь в ком-то совпадения, даже не столько подозреваешь, сколько надеешься, что он скажет «треш» менее восьми раз за минуту (хотя жизня того и заслуживает), а оказывается, он смотрел и любит «Молодого Морса». И тогда все – братание, обсуждение, обнимание подробностями. «Endeavour» форевер!
Не понимаю, почему моего Морса еще не внесли в список великих кино- литературных героев всех времен наравне с Гамлетом и Шерлоком Холмсом. Морс – это Гарри Поттер для взрослых и «маленький принц» английских сериалов. Англичанам удается сделать из сериала литературу, а значит и создать сложного, многогранного героя нашего времени. При этом рыцаря и романтика.
Пусть у сериала серьезный рейтинг в онлайн кинотеатрах, он заслуживает большего. Но как сказали Морсу уже в одной из первых серий: «слишком благопристойный».
Мало мускулов, много интеллекта, в том числе и эмоционального.
Но это не все.
Общий фон
Каждая серия снималась как полнометражный фильм. Невероятнейшая работа стилистов, художников по костюмам, просто художников. Если действие происходит в 1967 году, ни одна деталь в картинке не окажется старше. Ни оправа очков доктора, ни покрой костюма, ни обои в квартире. Радиоприемники (и то, что из них звучит), автомобили, прически, бакенбарды – все будет точно из тех времен. Тем более политические реалии, общественная повестка и заголовки в газетах… А ведь сериал начинается в начале 60-х и заканчивается в конце 70-х. И все эти 20 лет безупречно точно прослежены.
В основе атмосферы и стиля – любовно показанные виды Оксфорда, его архитектурные достопримечательности, дворы колледжей, силуэты города, пейзажи, улицы, уголки… Даже закаты и рассветы. Набоков писал (правда, про Кембридж) - «тонкая сущность, которую я теперь бы определил как приволье времени и простор веков». Так вот, эта сущность каким-то образом ухвачена и передается в визуальном ряде сериала. И усиливается постоянно звучащими оперными ариями, хоралами и ораториями. Плюс мощный собственный саундтрек.
Преступления, совершающиеся на столь благородном фоне, как бы на фоне вечности - на контрасте приобретают странный дополнительный привкус и драматургию.
Герои
Каждый из основных персонажей, плечом к плечу прошагавших 9 сезонов, заслуживает того, чтобы за ним следить и любоваться. От серии к серии меняются времена, герои трансформируется, их отношения развиваются, судьбы петляют. В подаче никакой схемы и статики – множество ответвлений, нюансов. Поступки психологически обусловлены, мотивированы, обоснованы, один из другого вытекает. И все сложно, как в жизни. Веришь.
Общаются герои мало, сдержанно, немногословно. (По-английски?) Не плачутся друг другу в жилетки, не откровенничают, серьезное выяснение отношений сводится к паре фраз. В общем, объясняются они поступками, и выходит красноречиво.
Преступников, ясное дело, ловят и наказывают, но без героического пафоса. «Это наша работа» и по домам пошли. Через паб. Добро побеждает только за счет личных качеств отдельных персонажей, мир остаётся плох и несправедлив. А у героев никакого возмущения и оптимизма по этому поводу. Только принятие.
Монтаж в фильме очень экономный, никакого ощущения искусственно по-бразильски растягиваемого хронометража. Ситуации не дожимаются до красноречивого раскрытия – следи, зритель, связывай факты в логические цепочки. Эпизоды обрываются чуть раньше, чем ты к этому готов, а диалоги быстрые, иногда одно слово меняет все на лету – лови, расшифровывай, разжевывать не будут.
Детективные истории закручены лихо, достоверно, сразу на нескольких планах – личном, общественном и в какой-нибудь социальной среде со всеми ее недостатками. И вот социальные проблемы вплетены в канву органично и безжалостно называются своими именами. Англичане так могут. И конечно же интрига «кто убийца» держит до конца сюжета, но обычно я так любуюсь главным героем, что забываю следить.
Морс
Главный герой, конечно же, необычный полицейский. И конечно же у него несчастная любовь в анамнезе. Хорошо не мертвая жена, почему-то у многих детективов в прошлом плотно засела мертвая жена или подруга. Драма, трагедия, тоска в глазах. Но не в этот раз. Тут на все 9 сезонов три с половиной любовные сцены.
Морс проучился три года в одном из престижных колледжей Оксфорда, цитирует латынь, античную классику, Шекспира, поет в хоре, хорошо знает историю и любит оперу. (Шикарный эпизод, когда он патрулирует бурный пикет анархистов и журит их только за орфографическую ошибку на транспаранте). Но все это про образование. Оно в нем не главное.
Просто он умный. Умных стало так мало, в том числе и среди киногероев. Сейчас блещут другими качествами. И Морс воплощает собой выражение: «Быть умным – значит, быть одиноким».
(«Если бы я нашел любовь, все остальное не имело бы значения».)
К концу каждого сезона Морс уничтожен. Его режут ножом, жестоко бьют, травят лимонадом, и каждый раз это страшно. Он почти умирает и воскресает, как и полагается представителям его архетипа.
Но несмотря на ограниченные возможности полицейского, особенно в его звании, каждый раз как-то получается, что именно он останавливает распространение зла - в его конкретном выражении и самом широком, метафизическом.
В каждом противостоянии, в каждом общении Морс равен оппоненту будь то начальник полиции, министр правительства его Величества или ректор университета. Равен либо убедительно превосходит - и по интеллекту, и по силе духа – он! субтильный, большеглазый мальчик.
И в каждом противостоянии, даже в том, которое он проигрывает (до поры до времени), он умудряется сохранить достоинство. Да что там говорить! - он дрова в лесу рубит в галстуке и белой рубашке.
В нем нет ничего супергеройского или сверхестественного, но каждый раз веришь, что и одного хорошего человека достаточно, чтобы спасти всех.
Морс ловит преступников не только по долгу службы - они ему отвратительны. Он искренне ненавидит насилие и сочувствует обездоленным. Каким актером надо быть, чтобы правдоподобно сыграть такое благолепие? Лучшим!
Шон Эванс
В далеком 2005-ом я ждала выхода фильма «Статский советник» по Акунину. Предвкушала, как блистательно Фандорина сыграет Олег Меньшиков. И не сработало. Во многих сценах Меньшиков ничего не делал физически, но ОН ДУМАЛ. Это было понятно по контексту и по застывшему выражению лица. Смотреть на это было неинтересно.
Так вот.
Половина кадров сериала «Молодой Морс» - это крупный план лица героя, который в этот момент думает. Остальные – где он реагирует на внешний мир. И это прекрасно, как меняется это лицо, выражение глаз, мимика. А какая улыбка!
Если кому-то интересно про эмоциональный интеллект, сложные чувства, их сочетание и их выражение, по лицу Эванса все это можно изучать, как по энциклопедии.
Интерес
Ярость
Скорбь
Сочувствие
Сомнение
Смущение
Возмущение
Пренебрежение
Презрение
Любовь
Боль
Это еще ладно. А как вам «преодоление отвращения к себе в тот момент, когда ты заподозрил себя в трусости». Он сыграл это лицом в одной из ключевых сцен, где ему предлагают ретироваться, а он морщится от допущения этой возможности и остается в бою.
Когда я смотрю на Морса, то думаю, что таких не бывает, он убедителен только благодаря феноменальному таланту Эванса.
Когда я смотрю на Эванса, то думаю, как сильно судьба актера зависит от удачи. Он заслуживает славы не меньше Камбербэтча, а его герой – не меньше Холмса.
И все смотрю и смотрю. И вам советую. Особенно девочкам.
Познакомьтесь, хотя бы чтобы остро ощутить, что самое сексуальное в мужчине – это его мозг.