1996. Предвыборная кампания Бориса Ельцина
Слоган
Голосуй или проиграешь
Почему важно
На то, чтобы отвести от страны так называемую коммунистическую угрозу и переизбрать крайне непопулярного первого президента РФ на второй срок, заодно с российскими медиа работал практически весь существовавший в стране рекламный бизнес. Результат: рост поддержки за полгода с 3 до 53 процентов.
Михаил Лесин
один из разработчиков рекламной кампании Ельцина
— Ролики «Верю, люблю, надеюсь» вы снимали и продюсировали?
— Я их продюсировал, да. Реальным их режиссером был Саша Гуревич, и это была его с Володей Перепелкиным идея, что ролики должны быть абсолютно простыми, человечными, понятными, и там призывы должны исходить от простых людей, то есть люди сами должны объяснять свою позицию.
— А почему «Верю, люблю, надеюсь», а не «Верю, надеюсь, люблю»? Это НЛП?
— Нет, просто мы использовали традиционный слоган, который переделали в том смысле, что «Думай головой, выбирай сердцем, беспокойся за другое место».
— А концерты — это были Лисовский и Стас Намин?
— Да, концертами занимался Сережа Лисовский. «Голосуй или проиграешь» — это их успешная разработка. То есть в той рекламной кампании были собраны на самом деле лучшие рекламные силы.
— Кто рекламщиков собрал в эту команду? Кто привел вас в штаб Ельцина, допустим?
— Собственно, тогда были два основных человека, которые, так скажем, администрировали этот процесс. Это были Чубайс и Игорь Малашенко. И там я на большом столе, если можно так сказать, в присутствии уже большого штаба, административного, но все-таки штаба, делал такую очень длинную презентацию, большую, где представлял рекламную кампанию, лозунги, и на первом этапе получил полный отказ. Чубайс сказал, что полная чушь, все не нравится категорически, непонятно, как это будет работать, и нужно делать все по-другому. На что я там был вынужден еще час, как говорится на нашем сленге, делать цыганочку с выходом и объяснять, что все это будет работать, да, нестандартно, но в той ситуации, в которой находится кандидат, это наиболее оптимальный вариант. И в итоге, пошли на риск, сказали: о’кей, хорошо.
«Думай головой, выбирай сердцем, беспокойся за другое место»
— Кто кому был нужнее? Они вам, по идее, если вы делали цыганочку с выходом.
— Ну странный вопрос. Во-первых, клиент всегда нужен любому рекламному агентству в любой системе. Во-вторых, у нас же до этого был уже опыт политической рекламы — это был референдум, мы делали тогда ролик «Да, да, нет, да». Я тогда первый раз попал в Кремль, и, собственно, мы получили какой-то сумасшедший по времени заказ — буквально там за 4 дня до проведения референдума сделать какой-то рекламный ролик. За ночь мы сделали рекламный ролик, и его посеяли по всем эфирам.
— Что это был за ролик?
— Это был ролик со сварщиком, с балериной, еще с кем-то, и в конце шло: результат референдума — «Да, да, нет, да».
— Но в принципе обойтись без политической рекламы было можно? Или это было такое предложение, от которого нельзя отказаться?
— А какая разница?
— Ну деньги пахнут.
— Что значит — пахнут? Есть клиент, это бизнес.
— Но если бы Зюганов обратился к вам, вы бы согласились с ним работать?
— Нет.
— Почему?
— Потому что у нас были определенные внутренние позиции, мы их четко придерживались. Но это не значит, что никто на рынке не согласился бы с ним работать. Это же рынок.
— И кто с ним в итоге работал, с Зюгановым?
— А они ни к кому не обращались. Они обращались только за покупкой рекламного времени, а работали они у себя внутри. Это во-первых. Во-вторых, были определенные политические ориентиры, и мы были на стороне Ельцина, я этого скрывать не буду. И это была и работа, и удовольствие, и бюджет.
Интервью: Олег Кашин
Сергей Минаев
певец, автор песни «Голосуй или проиграешь»
«История очень простая: мне заплатили, я сел и написал песню, а потом спел. Как происходило? Сначала принесли предоплату, потом я пересчитал. Так всегда и происходит — что с Ельциным, что с микрофоном Leadsinger. Но с Ельциным проще. Это же дело государственной важности, тебя контролируют на высшем уровне. Они умеют формулировать задачи, а я умею работать по заказу. В детали этого мероприятия я не вникал, с копирайтерами не общался, отвечал только за то, что делал сам. Не уверен, что это напрямую относится к моей профессии, и вообще удивлен, что про это кто-то помнит. Он поддержал меня, я поддержал его. Какие тут могут быть истории?»
Интервью: Анна Сотникова
Андрей Амлинский
в 1996-м — копирайтер агентства «Бегемот»
«Когда нам спустили сверху «Верю, люблю, надеюсь», мы сильно призадумались. Слоган придумал чуть ли не Чубайс — менять его было нельзя. Основная идея состояла в том, что Ельцин всех раздражает, но надо придумать, как народ им зацепить. И я придумал! У всех же есть фотографии из дембельского альбома, фотография наших мам с каких-то предприятий. Мы решили самого Бориса Николаевича не показывать, а демонстрировать эти документальные фотографии ч/б. И именно тогда реклама звучала на своей подлинной ноте».
Интервью: Наталья Кострова
Тимур Бекмамбетов
режиссер
«В 1996 году у нас был опыт работы в политической рекламе, занимались роликами для кампании Ельцина. Помню это совещание у Михаила Лесина: у Ельцина рейтинг — 5%. Что можно сказать, чтобы люди проголосовали за него? Экономика? Стало хуже. Культура? Денег нет. Спорт? Все проиграли. Стало понятно, что если думать головой, то ничего хорошего сказать нельзя, и тогда Володя Перепелкин придумал «Голосуй сердцем». Я думаю, эта гениальная фраза изменила новейшую историю России. Был еще лозунг «Голосуй — или проиграешь», но он не глубокий, и дело было не в нем. А «Голосуй сердцем» — очень глубокий».
Интервью: Мария Кувшинова