Найти тему
Автолюбитель со стажем

Опасности при обгоне – как не лишиться прав и остаться живым

Оглавление
Как правильно обгонять, чтобы не попасть в ДТП и не лишиться прав
Как правильно обгонять, чтобы не попасть в ДТП и не лишиться прав

Расскажу, какие опасности могут быть при обгоне, за что лишают прав и как уберечься от аварии, и сохранить здоровье. Рассмотрим основные ловушки, которые подстерегают водителя при обгоне и как их избежать. Дочитай статью до конца, может она спасет тебе жизнь на дороге.

Обгон через сплошную линию разметки

Завершить обгон через сплошную линию разметки
Завершить обгон через сплошную линию разметки

Не хочу быть «капитаном очевидностью», но многие скажут: «Это и так понятно. Пересечение сплошной линии разметки – грубое нарушение Правил». А как вам такой случай, который часто происходит с водителями, особенно на незнакомой дороге? – Возвращение в свою полосу движения после обгона через сплошную линию. Что вы можете по этому поводу сказать?

Вы собираетесь обогнать, встречки нет, разделительная прерывистая – все условия для безопасного маневра. Начали обгон, а тут резко заканчивается прерывистая, и начинается сплошная линия разметки. И по закону подлости, там стоит экипаж ДПС, который знает, что многие так нарушают на этом участке дороги.

ДПС не дремлет, ждет очередного нарушителя сплошной линии
ДПС не дремлет, ждет очередного нарушителя сплошной линии

Возвращаться в свою полосу через сплошную линию разметки – это может трактоваться, как пересечение сплошной. Это штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (12.15.4 КоАП) Тормозить, разворачиваться, ехать задним ходом до того участка дороги, где закончилась прерывистая линия? Что делать?

Спорная ситуация. Не всегда суды выносят обвинительный приговор водителям. Да и Верховный Суд часто менял своё мнение по этому поводу. Давайте разберём.

Мы не будем разбирать пункт КоАП о выезде на полосу встречного движения (12.15.4 КоАП). Рассмотрим само понятие «Административного нарушения» пункт 2.2 КоАП. По Кодекс об административных нарушениях, вина может быть двух видов:

1. По умыслу;

2. По неосторожности.

В нашем случае, умысла при пересечении сплошной линии разметки, возвращаясь в свою полосу движение, не было. Водитель не специально нарушал Правила. Он выезжал на «встречку» через прерывистую линию разметки, он не мог догадаться или успеть предвидеть, что прерывистая смениться сплошной линией.

Да, вы можете возразить, что водителя о смене прерывистой линии сплошной полосой предупреждает линия разметки 1.6. Напомню, ее линии в три раза длинней промежутков между ними. Она предупреждает о приближении разметки 1.1 – сплошная линия разметки.

О приближении сплошной линии разметки предупреждая разметка 1.6
О приближении сплошной линии разметки предупреждая разметка 1.6

Но представьте, сможете ли вы на незнакомом участке дороге успеть рассмотреть эту разметку на скорости 90 км/ч? По расчетам, она пролетает перед водителем за 4 секунды. За этот промежуток времени мало кто из людей вообще успеет сообразить, что происходит на дороге, тем более, заметить изменение разметки.

Теперь вернемся к Кодексу. С умыслом разобрались. А была ли неосторожность? – Тоже нет. Человек выезжал на «встречку», предварительно убедившись в безопасности маневра. Встречного транспорта нет, линия разметки прерывистая. Всё, неосторожность тоже отпадает.

Водитель выезжал на встречную полосу по правилам через прерывистую линию разметки
Водитель выезжал на встречную полосу по правилам через прерывистую линию разметки

Исходя из пункта 2.1 КоАП, административное правонарушение признается противоправным, виновным действием. А в нашем случае не было правонарушения, и вины нет, ни по умыслу, ни по неосторожности. На юридическом языке это называется отсутствием состава правонарушения. Фактически, таких водителей наказывать не за что, нарушение было, пересек сплошную линию, а наказывать не за что, нет состава правонарушения.

Но разные суды трактуют такую ситуацию по-разному. Всё зависит от опыта и желания судьи разбираться в этом вопросе. Часто никто не хочет заморачиваться, водителя объявляют виновным.

Поэтому, если едите по незнакомому участку дороги и не уверены, что спереди внезапно не появится сплошная линия разметки с ДПС, то лучше не обгоняйте. Есть пословица: «не уверен, не обгоняй».

Обгон машины, поворачивающей налево

Обгоняешь машину, а спереди кто-то решил повернуть налево
Обгоняешь машину, а спереди кто-то решил повернуть налево

Едешь в своей полосе, включил указатель поворота налево, встречной машины нет. Поворачиваешь, и в бок прилетает машина, которая тебя в этот момент обгоняла. Кто виноват в этой ситуации? – Давайте разберемся, а вы напишите в комментариях свое мнение.

Поворачивающий водитель обязан включить указатель поворота, согласно пункту 8.1 ПДД. Но пункт ниже 8.2 не дает преимущества ТС с включенным поворотником и нужно действовать, согласно с остальными Правилами.

Белый автомобиль изменил свою траекторию движения, помешав совершить обгон,
Белый автомобиль изменил свою траекторию движения, помешав совершить обгон,

Пункт 11.3 ПДД запрещает обгоняемому ТС мешать совершить маневр обгона: набором скорости, изменением траектории движения. В этой ситуации, машина, которая хотела повернуть налево является обгоняемым транспортным средством.

Значит, при повороте налево она помешала совершить маневр обгона, изменив свою траекторию движения. Поэтому, в случае такого ДТП, виновной будет та машина, которая поворачивала, а не та, которая обгоняла.

Вывод

Чтобы не попасть в такую ситуацию, при повороте налево, смотрите в боковое зеркало заднего вида. Убедитесь, что вас никто не обгоняет, и только тогда поворачивайте налево.

Чтобы вам не въехали в бок при повороте налево, всегда смотрите в боковое зеркало заднего вида
Чтобы вам не въехали в бок при повороте налево, всегда смотрите в боковое зеркало заднего вида

Водитель, который обгоняет, будет иметь преимущество, если он выехал на встречную полосу движения для обгона раньше, чем водитель впереди включил указатель поворота. Это с тем условием, что обгон производился по всем правилам ПДД – не пересекая сплошную линию разметки, соблюдая знаки и т.д.

Выезд с прилегающей территории

Чем опасен выезд с прилегающей территории
Чем опасен выезд с прилегающей территории

При выезде со двора на дорогу и повороте направо, водитель, по понятным причинам, смотрит налево, чтобы пропустить машины. Редко кто смотрит во все стороны, и это ошибка.

Поворачивая направо при выезде с прилегающей территории, по «встречке» может ехать автомобиль, который совершает обгон. Очень часто в такой ситуации увернуться не получается, случается ДТП.

Дело в том, что обгоняющая машина, едет с большей скоростью, чем поток, чтобы быстрее завершить маневр обгона. Она никак не ожидает, что со двора будет выезжать другое авто и не пропустит его.

Выезжая с прилегающей территории можно словить лобовой удар от обгоняющей машины
Выезжая с прилегающей территории можно словить лобовой удар от обгоняющей машины

Кто в этом случае виноват? Многие могут возразить, что обгоняющий автомобиль находился на полосе встречного движения – значит, он виноват. На самом деле нет. Из Пункта 8.3 ПДД, водитель, выезжающий с прилегающей территории, должен уступить дорогу ТС, движущимся по ней, как в попутном, так и во встречном направлении. А значит, виноват водитель, который выезжал со двора.

Выезжая со двора или любой прилегающей территории, посмотрите налево и направо. Не важно, в какую сторону собираетесь поворачивать. Вы обязаны пропускать все ТС и пешеходов.

Двойной обгон

Это называется двойной обгон
Это называется двойной обгон

Что такое двойной обгон? Многие считают, что это обгон «паровозиком», когда одна обгоняемая машина едет за другой, которая тоже совершает обгон. Другая часть водителей думает, что двойной обгон – это обгон двух автомобилей, едущих в своей полосе с выездом на «встречку». Но это не так.

Двойным обгоном называется маневр, при котором автомобиль хочет обогнать другую машину, которая уже совершает обгон и оба они уже находятся на полосе встречного движения.

Так как «встречка» не рассчитана на одновременное нахождение на ней двух и более ТС, то разъехаться им будет трудно. Это увеличивает аварийность на дороге, причем может достаться всем, и тому, кто едет по своей полосе, и тем, кто пытается обогнать друг друга.

Чем опасен двойной обгон
Чем опасен двойной обгон

За двойной обгон предусмотрен штраф от 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

Обгон с правой стороны

Раньше, обгонять ТС справа было запрещено. Сейчас же это даже не считается обгоном, это просто опережение, которое разрешено выполнять. Напомню, что обгон – это опережение ТС с выездом на встречную полосу движения.

Но подобный маневр не менее опасен, даже, на мой взгляд, более опасен, чем обгон с выездом на встречную полосу. Сейчас объясню, а вы напишите в комментариях своё мнение.

Обгоняя справа, подумай, а вдруг там припаркован автомобиль
Обгоняя справа, подумай, а вдруг там припаркован автомобиль

Обгоняя справа, вы не видите, что происходит с правой стороны обгоняемой машины. У нас правостороннее движения, водитель сидит слева, а значит, он не может увидеть, что происходит с правой стороны дороги, если перед ним едет автомобиль.

Ему необходимо выехать на правую сторону больше, чем на пол корпуса авто, чтобы убедиться в безопасности маневра. А если у переднего автомобиля задние стекла тонированные, или впереди едет грузовик, где обзор полностью закрыт, то вообще невозможно увидеть, что происходит на правой стороне дороги.

Поэтому, многие обгоняют справа, полагаясь на удачу. А с правой стороны может быть припаркован другой автомобиль и тут аварии не избежать.
Чем опасен обгон автомобиля справа
Чем опасен обгон автомобиля справа

Вывод: не обгоняете машины справа, не рискуйте своим здоровьем и здоровьем других людей, которые в этот момент могут быть на правой стороне дороге. Нет возможности обогнать слева, не торопитесь, пропустить машины в левом ряду или встречке. Те сэкономленные 2-3 секунды не сделают для вас погоды, но вы останетесь живыми.

Обгон «паровозиком»

Он тоже запрещен в ПДД (пункт 11.2). Водителю запрещается совершать маневр, если впереди едущий автомобиль уже начал обгон или объезд препятствия, или включил левый указатель поворота.
Это называется обгон паровозиком
Это называется обгон паровозиком

То есть, формально, по закону, так обгонять запрещено. Но по факту, самого понятия «обгон паровозиком» в ПДД нет. Бывают ситуации, когда нет другой возможности обогнать спереди автомобиль, который едет с маленькой скоростью, а прерывистая линия разметки попадается на дороге один раз на 10 км.

То есть, в такой ситуации многие начинают обгонять «паровозиком». Потому что, придется «ползти» за «черепахой» еще 10 км, а кому этого хочется? Самое интересное и печальное, то, что в разных регионах, полицейские относятся к такой ситуации по-разному. Например, в южной части страны инспектора будут рады вас оштрафовать, а в других закроют на это глаза.

Если не обогнать тихохода, то он соберет за собой много машин, которые захотят его обогнать змейкой
Если не обогнать тихохода, то он соберет за собой много машин, которые захотят его обогнать змейкой

Вывод. Если есть такая необходимость обогнать «паровозиком», то делайте это аккуратно. Убедитесь, что на встречной полосе спереди нет машин, потому что, вы их можете не увидеть, вам мешает та машина, которая обгоняет во главе паровоза.

Были случаи, при таком обгоне передняя машина успевала вернуться на свою полосу, а задняя машина нет, так как не видала «встречки», а по встречной полосе уже летит другой автомобиль – лобовое столкновение, или вылит в кювет.

В таких случаях или соблюдайте дистанцию между вами и первой обгоняющей машиной, дайте возможность ей чуть дальше от вас уехать. Или старайтесь как можно быстрее вернуться на свою полосу. А что вы думаете за штрафы за паровозик? – пишите в комментариях.

Вывод

Обгон – самый опасный маневр. Прежде, чем его совершить, подумайте десять раз, убедитесь в его безопасности. И только тогда совершайте его, не нарушая ПДД.
  1. При возврате на свою полосу после обгона через сплошную линию разметки – вы получите штраф или лишение прав.
  2. При обгоне с правой стороны – можете получить лобовой удар о припаркованный справой стороны дороги автомобиль. Вас не оштрафуют за такой маневр, то беды наделать можете.
  3. Двойной обгон запрещен. Штраф, или лишение прав, или смертельное ДТП – уже сами для себя решите, что лучше вам.
  4. «Паровозик» тоже в не закона. Причем, на всей территории нашей страны, к такому маневру относятся по-разному – могут оштрафовать, а могут, и нет. Поэтому, старайтесь избегать такого обгона.
  5. Обгон в пробках ни как не карается ПДД. Но будьте вежливыми. Если все стоят, то чем вы хуже других и почему хотите их обмануть?

Спасибо за внимание. Жду ваших дополнений и замечаний в комментариях.