Если Вы хоть немного любите советские кинокартины, то точно смотрели или хотя бы слышали о комедии Эльдара Рязанова под названием «Карнавальная ночь». И даже если сюжет легко вспомнить не получается, то сразу же на ум придет задорная песенка про пять минут – много это или мало? В фильме ее исполнила Людмила Гурченко, восходящая звезда тогдашнего кинематографа, которая сыграла Леночку Крылову – это была всего вторая ее роль в кино. «Карнавальная ночь» нравится зрителям и до сих пор, а в СССР она произвела настоящий фурор. Можете себе представить – за первый год проката суммарно по всей стране было продано почти 49 миллионов билетов.
По большей части фильм стал таким популярным как раз из-за Людмилы. Ее осиной талией и стройной фигуркой – причем настолько, что костюмерам пришлось перешивать всю одежду специально под актрису – восхищались все девушки и женщины, а «Пять минут» фактически стала традиционной песней, которую пели за новогодним столом. Но если внимательно посмотреть на список фильмов, в которых она снялась в последующие 10 лет после выхода «Карнавальной ночи», легко заметить, что никаких интересных и культовых фильмов там…просто нет. Как же так? Почему всеми любимая актриса так легко попала в опалу?
На это было несколько очевидных и менее очевидных причин. Первая довольно распространена среди актеров, особенно у тех, кто хорошо запомнился зрителям после одного из своих фильмов – Гурченко стала актрисой одной роли. Все вокруг: режиссеры, киностудии, люди на улицах видели в ней не ее саму, а Леночку Крылову. А как же Леночка может сниматься в других картинах? Ее абсолютно не воспринимали в других ролях – а исправить это помогло только время.
А дальше ситуация стала хуже, к сожалению, из-за действий самой актрисы. Не получая больше гонорары от съемок в кино, она осталась без работы и вскоре и осталась бы и без денег. Поэтому пришлось выбрать не совсем легальный в СССР вид заработка. По сути, она занималась предпринимательством – проводила вечера для своих поклонников, где пела все те же «Пять минут», шутила и иногда танцевала. Сама Люда не видела в этом ничего плохого, в отличие от советской прессы, и однажды сама рассказала одному из журналистов «Комсомольской правды» о новом для нее виде заработка, оказавшимся довольно прибыльным.
Это была большой ошибкой. Через неделю в газете вышла разгромная статья, где Гурченко представили барыгой, желающей нажиться на наивном народе, и обвинили в нарушении всех общепринятых норм. Из любимицы в глазах многих она стала предательницей, представительницей буржуазии. Ко всему этому она отказалась сотрудничать с КГБ – организация предложила ей писать отчеты об поведении коллег за границей, куда она пару раз ездила. Людмила отказалась, сказав, что она «не какая-нибудь там шпионка», тем самым лишив себя и поддержки власти.
В жизни актрисы наступила настоящая черная полоса. Мало того, что теперь ей не доверяли ни зрители, ни высокопоставленные лица, в свой новый фильм ее не взял даже Рязанов, и снявший «Карнавальную ночь». Причиной оказалась, кстати, не сомнительная деятельность Гурченко, а неподходящий тип фигуры – если в предыдущей комедии худенькая Люда смотрелась хорошо, то в предполагаемой картине о девушке-кавалеристке она выглядела бы нелепо. Да и пробы прошли неудачно – артистка то ли не выучила слова, то ли просто не была готова к съемкам, то ли была в плохой форме…
Но, к счастью для Людмилы, ее черная полоса однажды все-таки закончилась. Ее позвали в фильм «Старые стены», понравившейся публике, потом в «Волшебный фонарь», «20 дней без войны» вместе с Никулиным. Возрождением старой славы стала картина «Вокзал для двоих», после которого она получила звание народной артистки.
Во многом Гурченко сама приложила руку к своей череде неудач – но можно ли сильно винить молодую, неопытную девушку, которая совсем недавно попала в мир кинематографа? Вместо этого лучше еще раз пересмотреть «Карнавальную ночь» – и неважно, декабрь сейчас за окном или разгар знойного лета. Ну что, песенка про пять минут уже играет у Вас в голове?