Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Что такое настоящее понимание?

У Томаса Огдена вычитала слова:

"Всегда присутствует бессознательная потребность и ожидание, что другой точно знает, что я чувствую. На самом деле мы никогда до конца не можем смириться с тем, что находимся наедине с нашими мыслями и чувствами, и что другие могут лишь примерно представлять себе наше внутреннее состояние."

Проще говоря, каждому хочется быть понятым. Но это невозможно по определению, ведь мы можем только вообразить что чувствует другой человек, а не столкнуться с его опытом и испытать его чувства. Нельзя чувствовать как другой, речь же про чужое восприятие, не собственное.

Есть у меня такое мнение, что если представить спектр где один край представляет из себя тотальное непонимание, а противоположная сторона это история про полное совпадение бэкграунда и идентичного отношения к этому опыту - психоаналитик должен изловчиться и максимальное количество времени в своей работе находиться почти на втором краю этого спектра.

При этом мне вспоминается расхожая фраза: "относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе; Не делай другим того, чего не хочешь себе". Которая меня откровенно бесит и абсолютно не устраивает. Такое неприятие у меня к фразе потому что она отрицает любую разницу между двумя людьми. А это позиция, близкая к сумасшествию, никак непохожая на здравомыслие и психическое благосостояние. Ведь только в (около-)психотическом функционировании психики не существует разделения между объектами и нет разницы между восприятием и реальностью.

Простой пример. Я на днях вернулась из отпуска, где удалось заехать к родственникам. Которые так соскучились и хотели позаботиться, что дали овощей-мяса-мёда просто в галактических масштабах. Готовлю ли я дома? Нет)) Моя зарплата или ассортимент в близлежащих магазинах не позволяет мне самостоятельно купить это? Нет, я обеспечиваю себя достаточно и все продукты мне приносит курьер, даже идти никуда не нужно. Это совсем не то, в чём я нуждаюсь на самом деле. Такой способ взаимодействия вообще выбран не ради меня, а ради того чтобы почувствовать себя хорошо - дающим, что-то делающим, хорошим, заботящимся. И есть ещё один слой в таком способе позаботиться. Происходит взаимодействие человека с частью самого себя, которая нуждается именно в такой заботе, чтобы в дорогу дали много продуктов, чтобы ощутить безопасность за счёт достатка (холодильника набитого едой). Перносально мне такое не подходит. В моём холодильнике стоят только БАДы и уходовая косметика, я не испытываю фрустрации по этому поводу. И я не хочу сказать, что родственники меня абьюзят, считая несостоятельной в домашнем хозяйстве, или совершают ошибку. Нет, я безмерно благодарна им за внимание и с удовольствием теперь пью чаёк с мёдом и готовлю домашние котлетки.

Этот пример я привожу для демонстрации случая, где разница между "двумя внутренними и внешними мирами" людей устранена. И история развивается по пути взаимодействия себя с собственной частью, которая помещена в другого человека (родственники совершают благо для своей нуждающейся части, когда лично мне это совсем по-настоящему не нужно).

В психоанализе специалист должен совершить невозможное. Соединить понимание разницы между собой и анализантом, со способностью в моменте испытывать чужой опыт как свой и облекать в слова чувства. Помогая тем самым пациенту убедиться в том, что его понимают и дают очень подходящее описание чувств, когда самостоятельно сформулировать и высказать опыт очень тяжело.

Это очень отличается от историй начинающих психотерапевтов/психоаналитиков/психологов, где специалист реагирует (его триггерит) на рассказ пациента как на повторение собственной истории. Начинающий специалист когда слышит что-то похожее на свой опыт у него появляется мысль в голове "о, я знаю о чём речь, у меня точно такой же отец!" или "у меня тоже это было!". Так не бывает, ни у кого нет никакого идентичного опыта, потому что у каждого своя психическая реальность и второй такой в мире не встретить.

Когда речь идёт о подлинном понимании, происходит парадоксальное - признание разницы между двумя в кабинете, с проживанием чужой истории как будто своей.

Автор: Чернова Анастасия Витальевна
Психолог, Психоаналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru