Конечно, жизнь судьба Антуана де Монкретьена, поэта из Кальвадоса, совершенно незаслуженно обойденная вниманием Александра Дюма (получился бы захватывающий роман!) достойна отдельного описания, мы же ограничимся тем, что, оставив здесь намек для наследников Дюма о необыкновенном сюжете, скажем лишь, что прославился Монкретьен не столько своими стихами и драмами и не столько переводами псалмов и изысканиями в истории родной Нормандии, сколько тем, что однажды, оказавшись в Англии, куда он сбежал после дуэли, закончившейся смертью его противника и где был обласкан королем Яковом I, сыном героини самого известного произведения Монкретьена, “Марии Стюарт”, увлекся вдруг экономикой.
Плодом этого вспыхнувшего (и, заметим, разового - ни до, ни после Монкретьен к теме экономики больше не возвращался) увлечения стал его “Трактат о политической экономии”.
Именно Монкретьен ввел в оборот даже сам термин “политическая экономия”, чтобы как-то дистанцироваться в написанном от понятия “экономика”, известного еще от Аристотеля и Ксенофонта - греческие философы под экономикой подразумевали разговоры о разумном ведении домашнего хозяйства.
Монкретьену термин “политическая экономия” понадобился для того, чтобы перевести разговор об экономике с уровня домоводства на уровень государственных нужд и задач.
Монкретьен, вслед за своим старшим современником Жаном Боденом, увлекался критикой Аристотеля в той части, которая касалась утверждения древнегреческого философа о том, что смысл государства - счастье его подданных, рассматривал в своем трактате современное ему государство с позиций, как мы сказали бы сегодня, “крепкого хозяйственника” и ориентируется не на какое-то там сомнительное и ненужное “достижение счастья подданных”, нет - для него государство - самоцель и самостоятельная ценность.
И политическая экономия - это, прежде всего, поддержание и даже содержание этой самой ценности.
Конечно, Монкретьен - человек своего времени (он, черт возьми, вообще поэт, а не экономист!) - подходит к экономике чрезвычайно упрощенно.
Он уверен, что источником обогащения государства является внешняя торговля - разумеется, объем экспорта должен превышать объемы импорта. Эта нехитрая мысль развивалась дальше в понятном ключе: изгнать иностранцев (их Монкретьен сравнивает с насосом, выкачивающим деньги из страны), дать особые преференции местным производителям (в том числе субсидии для строительства мануфактур, которыми автор был так впечатлен, живя в Англии), государство, в свою очередь, богатеет, повышая налоги и претендуя на прибыль от, например, торговых операций (Монкретьен не видел большого греха в том, если прибыль купцов - пусть не вся, но львиная ее часть - будет просто изыматься государством).
Для подобного подхода Монкретьен тоже придумал слово - меркантилизм. В наше время мерканитильным называют человека, избыточно зацикленного на выискивании собственной материальной выгоды, но придуманный Монкретьеном термин был производным от латинского mercantile, “торговый”. Это вовсе не означало реверансов в сторону купечества (merchants), нет - просто внешняя торговля, как мы уже говорили выше, должна, по мнению Монкретьена, составлять основу богатства государства.
Сам этот термин, казалось бы, не пережил своего автора - о нем решительно все забыли вплоть до времен Адама Смита, когда великий экономист “реанимировал” его для прояснения собственной позиции и для определения тех взглядов, которые, вплоть до появления теории Смита, господствовали в общественном сознании.
Впрочем, и до появления самого термина “меркантилизм”, и после него, сами по себе идеи меркантилизма находили устойчивое применение и удобное, понятное каждому, разъяснение - экономику в целом сравнивали с экономией в домашнем хозяйстве, экономикой семьи - если зарабатывать много, а тратить мало, то появляется возможность сделать какие-то сбережения, которые суть и есть богатство.
Приведенный выше отрывок - часть статьи о том, что такое меркантилизм и какую роль он играет в нашей жизни. О том, отчего меркантилизм столь живуч и почему он постоянно возвращается в нашу жизнь при том, что, казалось бы, его несостоятельность как гипотезы о том, как работают экономические механизмы, постоянно доказывается не только людьми науки, но и самой жизнью.
Сама статья, полностью (здесь приведено ее начало, примерно 10-15% текста) будет опубликована в течении ближайших дней в блоге автора на Boosty - рекомендуем подписываться, причем подписываться можно прямо сейчас - там и так много текстов, которые для внимательного и думающего читателя будут интересны (просто нажимайте на выделенное синим слово Boosty и - вливайтесь в число тех, кто помогает автору)
P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними
Александр Иванов
"Краткие эссе об истории экономики"
Поддержать блог: ЗДЕСЬ
Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect