Сегодня 195 лет со дня рождения великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910).
Для Московского Художественного театра это был один из самых значимых авторов.
«При жизни его мы говорили: “Какое счастье жить в одно время с Толстым!”. А когда становилось плохо на душе или в жизни и люди казались зверями, мы утешали себя мыслью, что там, в Ясной Поляне, живет он – Лев Толстой! – И снова хотелось жить», – писал Станиславский.
К драматургии Толстого Константин Сергеевич впервые обратился в 1891 году, когда поставил в Обществе искусства и литературы пьесу «Плоды просвещения» и сам сыграл там роль профессора Звездинцева. Пьеса была написана Толстым как шутка для представления в Ясной Поляне, поэтому «все были убеждены, что пьесу не разрешат к публичному представлению. Нам удалось однако получить цензурное разрешение – для закрытого спектакля… Постановка “Плодов просвещения” была поручена мне и явилась моим первым режиссерским опытом в области драмы», – вспоминал Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве».
Личное знакомство этих двух титанов – Станиславского и Толстого – произошло в 1893 году в Туле, в доме судебного следователя и писателя Н.В. Давыдова.
А в Художественном театре Лев Николаевич впервые появился в 1900 году, на спектакле «Дядя Ваня». «Переполох в театре был страшный. Очумели все», – рассказывала Мария Павловна Чехова брату. А Мария Лилина, жена Станиславского, так писала о реакции Толстого своей золовке Зинаиде Соколовой: «Хлопал с самого первого акта и в конце сказал Немировичу (Данченко), что ему очень понравилась игра Алексеева и вообще постановка, но с пьесой он не согласен и никакой трагедии в жизни дяди Вани он не видит, потому что слушать гитару и сверчка он, Толстой, находит наслаждение».
Первой постановкой МХТ по произведениям Толстого стал в 1902 году спектакль «Власть тьмы». Станиславский играл там Митрича, а роль Матрены была отдана крестьянке, вывезенной Константином Сергеевичем из Тульской губернии.
«Экспромт деревенской бабы произвел совершенно потрясающее впечатление. Вот кто впервые показал, что такое подлинная деревня на сцене, что такое подлинная душевная тьма и ее власть» (из книги «Моя жизнь в искусстве»).
Спектакль при этом не стал большой удачей Художественного театра и прошел всего 24 раза.
Зато «Живой труп», вышедший в 1911 году, оказался важным событием для всего российского театра. Ведь пьеса эта, опубликованная уже после смерти Толстого, еще не была представлена публике. Право первой постановки получил МХТ, обойдя в этом вопросе Малый театр. Главного героя Федю Протасова, который уходит из семьи и инсценирует самоубийство, сыграл Иван Москвин, его жену Лизу – Мария Германова, а цыганку Машу, в которую влюблен Протасов, – юная Алиса Коонен.
«Я помню, как расходились из театра после генеральной репетиции “Живого трупа”, – вспоминал о постановке критик и писатель Сергей Дурылин - Тихо, сосредоточенно, будто действительно шли из митрофаньевского зала Московского окружного суда, где только что так неожиданно, так безапелляционно, и не приговором суда, а волей свободного человека, закончилось дело о дворянине Федоре Протасове.
Один, теперь уже давно умерший писатель остановил меня тогда и сказал: “Я дважды прочел книжку Черткова об уходе Льва Толстого, и так и не понял, отчего и куда он ушел. А вот сейчас Москвин объяснил мне это. Я теперь знаю, отчего ушел Толстой, и понимаю, отчего он не мог не уйти”».
В 1982 году к пьесе «Живой труп» во МХАТе обратился Анатолий Эфрос. Его спектакль вызвал противоречивые оценки, уж больно непривычной оказалась трактовка. Александр Калягин – Протасов играл интеллигента эпохи застоя, который мучается от стыда за всеобщую – и свою собственную – постоянную ложь. Его герой, человек опустившийся, потерявший себя, был абсолютно лишен романтического флера, и противовесом ему служил Каренин в исполнении Юрия Богатырева, надежный как скала для всех своих близких.
В 1951 году Михаил Кедров поставил еще одну пьесу Толстого – «Плоды просвещения», где была целая россыпь блестящих ролей мхатовских артистов разных поколений.
Художественный театр переносил на сцену и романы Толстого, весьма удачно решая сложнейшую задачу инсценировок этих масштабных полифонических произведений. В 1930 году во МХАТе поставили «Воскресение», а в 1937 году состоялась премьера «Анны Карениной» с Аллой Тарасовой в заглавной роли.
«Анна Каренина» имела грандиозный успех.
«Если соединить страсти, бушующие нынче вокруг шансонье, бардов, королей фигурного катанья, и помножить их на ажиотаж театралов, возникавший в шестидесятые и семидесятые годы вокруг столичных гастролей Большого драматического театра имени Горького (“Товстоноговского”), то все это вместе явит лишь скромное подобие того, что творилось вокруг “Анны Карениной”» – вспоминал театральный критик Александр Свободин.
Еще две версии «Анны Карениной» были представлены публике уже в новом веке на сцене МХТ имени А.П. Чехова: в 2012 году пьесу Василия Сигарева «Каренин» поставил режиссер Виестурс Мейкшанс. А сейчас в репертуаре МХТ – спектакль «Сережа», вольная вариация на тему толстовского романа. Сережа, как нетрудно догадаться, это маленький сын Анны Аркадьевны и Алексея Александровича Каренина.
Еще одна постановка МХТ имени А.П. Чехова по прозе Льва Толстого была любима зрителями: в 2008 году состоялась премьера спектакля «Крейцерова соната», где в роли Позднышева, убийцы, который исповедуется в поезде случайному попутчику, предстал Михаил Пореченков.
Фото из фондов Музея МХАТ, а также Екатерины Цветковой
Также будет интересно:
Леонид Леонидов. Человек трагического взлета
165 лет со дня рождения Виктора Симова – первого художника МХТ