Продолжение первой и второй части серии статей про олимпиады.
Олимпийский спорт, сам по себе – отдельная часть жизни всего профессионального сообщества: от спортсменов, тренеров и обслуживающего персонала, до журналистов, и конечно, болельщиков. Олимпиада – пик напряжения и престижа атлета, ажиотажного интереса поклонников спорта и пристального внимания СМИ, событие планетарного масштаба.
Как бы ни были организованы Олимпийские Игры, сколько бы денег ни было на них потрачено и кто бы ни были бенефициары Олимпиад, невозможно отрицать колоссальный масштаб олимпийских соревнований, их значимость и важность. Все было именно так до 80-тых годов ХХ века.
Но затем все стало меняться. Сначала убыточность Игр привела, с подачи Хуана-Антонио Самаранча, к их резкой коммерциализации. Олимпийские Игры оказались в прямом смысле проданы транснациональным корпорациям и американскому телевидению (об этом отдельно – в четвертой части). Увеличение числа видов спорта увеличивает стоимость всего события, но в то же время, спортивная ценность Олимпиад, а с ней и интерес в целом, а не по видам спорта – неумолимо движется в обратном направлении, по нескольким объективным причинам. Каждую из них мы рассмотрим подробно, не касаясь в этой части напрямую ни политики, ни экономики, хотя именно они и привели к кризису олимпийского движения.
«РАЗ В ЧЕТЫРЕ В ГОДА В ОДНОМ МЕСТЕ»
По своей сути, олимпийские соревнования по многим видам спорта ничем не отличаются от крупных турниров – чемпионатов мира, престижных Кубков мира или Европы, «супер-серий», и, уж тем более – профессиональных лиг. Правила и регламент – те же, или проще. Все отличия, в основном, в худшую сторону: олимпийский формат проще, турнир короче, команд меньше, подготовка скомкана.
О значимости соревнований для спортсменов поговорим ниже, сейчас же констатируем факт: при наличии колоссального количества коммерческих турниров, не так уж много осталось видов спорта, для которых Олимпиада – и есть тот самый «Эверест». А это значит, что, если убрать из головы флер олимпийских огня и колец, общежития для спортсменов (Олимпийской Деревни), и главное – временно забыть про пресловутое «раз в четыре года», мы получим огромное собрание спортсменов в одном месте для проведения 33-х (летом) + 15-ти (зимой) чемпионатов мира с розыгрышем 449-ти(!) комплектов медалей за суммарные полтора месяца.
Важнейшая деталь: в силу специфики каждого вида спорта практически всегда отдельные чемпионаты мира организованы на порядок лучше, чем аналогичные олимпийские дисциплины, причем по всем компонентам – от удобств для зрителей и журналистов до банальной безопасности и логистики. Отдельные турниры организуют профильные профессионалы, знающие малейшие нюансы. По этой же причине телепоказ отдельных чемпионатов мира, как правило, выше качеством – известна масса случаев приглашения отдельных бригад из Канады, Китая, Германии, и т.д. для показа хоккея, настольного тенниса, биатлона, и т.д. И, наконец, посещаемость отдельных турниров на порядок выше и проще, а приезжают на них истинные болельщики, а не случайные люди.
Еще одна важнейшая деталь - сами соревнования. Биатлонные трассы этапов Кубка Мира в Рупольдинге или Оберхофе, хоккейные арены в Кельне, Санкт-Петербурге или Стокгольме, санно-бобслейные и горнолыжные трассы в Санкт-Морице или Китцбюэле, теннисные корты в Уимблдоне, Париже и Нью-Йорке дадут сто очков вперед любой олимпийской инфраструктуре.
Вывод из этой части очень прост: чемпионаты мира в отдельных видах всегда выигрывают в качестве у олимпийских видов программы. И если бы не мантра «раз в 4 года» …
НЕДО-ФУТБОЛ, НЕДО-ХОККЕЙ И ДРУГИЕ «НЕДО»
Если взглянуть на первую пятерку самых популярных в мире видов спорта и их присутствие на Олимпиадах, то картина падения олимпийского движения становится еще ярче. Главные виды представлены на Играх в «кастрированном» формате, и они зачастую ограничены в правах, либо просто обесценили свой интерес (если он и был).
Олимпийский футбол современности выглядит откровенно стыдно. Возрастной ценз в 23 года, введенный МОК на участие, делает турнир бессмысленным. К слову, такого нет больше ни в одном виде спорта! В календаре ФИФА Олимпиада по-прежнему не значится, а значит, решение, отпускать ли молодых профессиональных игроков на Игры принимают клубы. Квота Европы – четыре команды, а Южной Америки – две, при том, что в целом в турнире участвуют жалкие 16 сборных, что для футбола просто смешно. Ну и наконец – в годы Олимпиад проходят Чемпионаты Европы и/или Копа Америка, не сопоставимые по престижу и статусу. Скажем, в 2024-м году оба турнира пройдут за месяц до Олимпиады. Сравнивать Игры с Чемпионатом Мира ФИФА и вовсе - абсурд.
Олимпийский хоккей, «поднявший голову» с пришествием НХЛ, снова «уронил» ее – две последние Олимпиады прошли без Кросби, Овечкина и Со. Лига Северной Америки с легкостью «выкрутила руки» МОК, причем могущество Гари Бэтмена настолько велико, что даже сегодня российские звезды без всяких санкций играют за свои клубы, и никакой Томас Бах или даже Джо Байден не в состоянии помешать НХЛ, которая своим отказом обесценила хоккейный турнир Олимпийских Игр.
Олимпийский баскетбол стал гораздо интереснее с приходом НБА, но и тут МОК пришлось «закрыть рот» на многое, лишь бы звезды из-за океана играли на Играх. Живут они, чаще всего, отдельно, и по некоторым данным, в эти отели не заходят даже допинг-офицеры. Кстати, ни НБА, ни НХЛ никаких кодексов ВАДА не подписывали, так что попробуйте теперь выгнать их с Игр. Себе - дороже, в прямом смысле слова.
Олимпийский теннис – не менее странная конструкция. Формат турнира выглядит как обычный недельный турнир ATP или WTA, даром что в парных комбинациях участвуют спортсмены одной страны. Рейтинговые очки несопоставимы, далеки от «Большого Шлема» и все остальные детали, главные из которых – престиж и деньги. И наконец, все та же пресловутая национальная квота лишает многих супер-игроков возможности выступить: скажем, условно: пятая ракетка России не попадет на Игры, а первая ракетка Мексики – попадет.
И закроем пятерку топ-видов профессиональным боксом. Тут вообще все просто: Леннокс Льюис (за сборную Канады!) и Эвандер Холифилд, Рой Джонс, Александр Поветкин и Владимир Кличко блистали на Олимпиадах, но известны совсем не этим, а последующими супер-достижениями и поясами международных боксерских организаций – WBO, WBA, IBF, а постоянные изменения МОК в правилах турнира (то есть, в попытках спасти зрелищность) успеха не приносят.
А еще крикет и бейсбол, регби и парусный спорт, гольф и экстрим– во всех этих видах спорта Олимпиада не значит ничего или почти ничего.
С другой стороны, неуемное желание заработка и новых аудиторий (чаще - взамен старых) приводит МОК к включению новомодных молодежных скейтбординга, скалолазания, серфинга, BMX-фристайла, по сути, «торгуя» заявками на такое включение, что широко и давно обсуждается в прессе.
ОЛИМПИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ И КТО В НЕЙ ОБИТАЕТ
Еще одним сомнительным на сегодня «преимуществом» Олимпиад является сегодня Олимпийская деревня. По сути, это общежитие для спортсменов, лишенное массы удобств, часто неудобное для тренировок с точки зрения логистики и расписания. Где только не селили спортсменов, вплоть до бывшей тюрьмы! Иногда – ради экономии, иногда – ради дальнейшей утилизации/продажи квадратных метров эконом-класса под жилье или офисы. А что делать?
Но есть и еще несколько фактов, связанные с проживанием спортсменов в Деревне, которые особенно не афишируют.
Во-первых, приехавшие на Игры выступать на первой неделе, на второй – уже давно дома, или на других турнирах, где олимпийским духом не тянет, но выступать надо. Во-вторых, многие звезды предпочитают селиться не в шумной спортивной «общаге», а в отдельных отелях в самом городе. Так жили сборная НБА по баскетболу, Мария Шарапова, Усэйн Болт и многие другие. В-третьих, Олимпиада – не фестиваль молодежи и студентов - все сборные живут сообразно национальной принадлежности, вывешивая флаги на балконы, так что «единение и дружба народов» вполне условно и происходит, разве что, в столовой или пресс-центре. А после своего выступления, о чем с удовольствием пишет желтая пресса, со спортсменами в Олимпийской деревне происходит всякое-разное. Например, в 1998-м году сборная США по хоккею выкидывала из номеров мебель и огнетушители, проиграв чехам в четвертьфинале. Но это тема светской хроники, а не разговора о спорте.
ХОЗЯЕВА, СУДЬИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
При бешеной затратности Игр хозяева Олимпиад, дабы обеспечить и приток своих болельщиков, и бурное телесмотрение внутри страны, всегда на шли на любые законные (и не очень) преференции для своих.
Обычным делом стали судейские скандалы. Немка Дора Ратьен, оказавшаяся немцем Генрихом, победившая в прыжках в высоту в Берлине-1936, поражение легендарного боксера Роя Джонса от корейца Пак Си Хуна в Сеуле-1988, победа 14-летней китайской гимнастки Хэ Кэсинь в Пекине-2008, отвратительная история в Солт-Лейк-Сити 2002 с вручением двух комплектов золотых медалей в парном фигурном катании – это примеры «хозяйской» выгоды. А еще были допуски хозяйских горнолыжников, саночников и бобслеистов на трассы задолго до официальных заездов, лучшие условия и расписание тренировок, и многое другое. Ну а десятки других скандалов, сопровождавших Игры, решавших судьбы финалов и медального зачета давно составлены в целые хит-парады.
ПОСЕЩАЕМОСТЬ – НЕТ, ТЕЛЕСМОТРЕНИЕ - ДА
Колоссальная «медалеёмкость» Олимпиады и ее отдельных видов, например - плавания, спортивной гимнастики, биатлона/лыж, шорт-трека и легкой атлетики, легко объяснима стремлением повысить доходы, но львиная доля денег, которая раньше доставалась организаторам и частично покрывала их убытки, теперь уходит в карман официальных вещателей и МОК. Кроме того, просто так туристов на Игры не затащить: одно дело – тратить огромные деньги и ехать на другой конец света, а другое – просто включить телевизор или компьютер, и под бесконечную рекламу тех же транснациональных брендов смотреть все подряд с утра до вечера.
«Все подряд» — это 340+109 летних и зимних комплектов медалей. В состоянии ли болельщик уследить за происходящим? Конечно, нет. А посчитать медали и смотреть на таблицу медального зачета? Конечно, да. Более того, подавляющее большинство болельщиков приезжает на Игры следить за одним-двумя видами спорта или просто – попасть на то, на что сумеет купить билеты. В Пхенчхане-2018 на трибунах хоккейного дворца «гулял ветер», а вот на конькобежном овале протолкнуться было невозможно – там местные (корейцы) были фаворитами.
Мало того, само проведение Игр всегда связано с драконовскими ограничениями в части безопасности спортсменов и СМИ, перемещения болельщиков и туристов, контроля в аэропортах и на аренах. А уж когда в дело вмешался COVID, то журналистов на Играх в Токио и Пекине превратили в "заключенных", запретив им банальный выход из отеля и снабдив каждого GPS-трекером. За нарушение – мгновенная высылка домой.
КОНЕЦ ГЛОБАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ?
Возможно. Во всяком случае, из сказанного в трех частях анализа (часть первая, часть вторая) состояния олимпийских дел, такой вывод напрашивается. В нынешнем виде олимпийское движение надорвалось: и с финансовой, и с организационной, и со спортивной точки зрения Олимпиады потеряли привлекательность. Ну а многолетняя и запредельная коррупция в МОК, нынешние допинговые и санкционные войны, развязанные руками МОК и ВАДА, окончательно подорвали репутацию этих органов и приблизили конец нынешних Олимпиад.
Продолжение следует.