У вас есть любимые книги детства, которыми очень хочется поделиться со своими детьми? У меня есть такая. Это "Динка" Валентины Осеевой.
Эту книгу мне подарила пожилая родственница с надписью. Она писала, что уверена в том, что эта книга оставит след в моей душе. И оказалась права. Я не знаю, сколько раз я читала её. Много, очень много раз)
У меня была только "Динка", а Валентина Осеева ещё написала продолжение. Как я бегала по городским библиотекам в поисках "Динка прощается с детством"! Нашлась в одной! И... мне отказали: прописка не та.
А дочку пришлось чуть ли не уговаривать взяться за "Динку". Как-то плохо я её рекламировала что ли) И вот она села читать мою любимую книгу в 10 лет.
***
Я скачала букинистику, как у меня - с иллюстрациями Адриана Ермолаева.
Хотя сейчас есть переиздания. Красивое от изд "Речь".
И ужасное от другого издательства - с сильно порезанным текстом. Будьте внимательны, если надумаете купить!
***
Дочка читает совсем не так, как я в своё время. Она видит антирелигиозность. Она замечает противоречия: семья Динки живёт очень прилично и по сегодняшним меркам. В общем, прочла первую только часть. Будет ли читать вторую... она у меня монархистка)
Конечно, тема Стеньки Разина заинтересовала. Что такое "Сарынь на кичку") и где тот утёс.
Вспомнили песню про злодея и персидскую княжну (а узнала о ней дочка из другой детской книги - "Записки для моих потомков").
Драма, которая взволновала многих творческих людей.
У Пушкина есть :
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.(...)
Марина Цветаева :
Ветры спать ушли - с золотой зарей,
Ночь подходит - каменною горой,
И с своей княжною из жарких стран
Отдыхает бешеный атаман.
Молодые плечи в охапку сгреб,
Да заслушался, запрокинув лоб,
Как гремит над жарким его шатром -
Соловьиный гром. (...)
Первый художественный фильм, снятый в Российской империи! 1908, длительность - 6 минут 8 секунд.
Другое название фильма - "Понизовая вольница". Это как понять? Внизу Волги?
Конечно, Шаляпин.
Есть женское исполнение - другие акценты. Анна Герман.
Что такое стрежень? Тот самый, на который из-за острова выплывают челны Стеньки Разина.
"Река в разных частях своего русла течет не равномерно. В одних частях (обычно вдоль берегов) помедленнее, в другой (обычно в центре) побыстрее. Та часть, где течение самое быстрое и называется стрежнем".
***
"Есть на Волге утёс, диким мохом оброс...", Динкина песня.
Искали записи на ютубе - дочке не понравились. "Как кота за хвост тянут". Говорит, надо пободрее петь. Ну вот Харитонов вроде меньше тянет )
Из Динкиного репертуара ещё "Ах, зачем эта ночь так была хороша...". Тоже не нашли достойного исполнения)
Динка пробирается сквозь толпу на звуки шарманки. Старик шарманщик сюит среди собравшихся вокруг людей и крутит железную ручку. У него всего несколько песен и одна плясовая музыка. Он играет «Разлуку», потом «По Мурманской дороге стояли три сосны» и «Ах, зачем эта ночь так была хороша!». Динка знает все эти песни, но больше всего ей нравится плясовая, потому что за нее в шапку старика чаще всего бросают денежки.
А что за "Разлука"?
"Странная фантазия приписывать все Глинке!")
В одной даче пожилая дама с седыми буклями остановила ее пение в самом начале:
— Подожди, девочка! Какие песни ты поешь? — строго спросила она.
Решив, что для этой важной дамы необходимо назвать композитора, Динка бойко перечислила все три песни, которые играла шарманка, и, остановившись на одной, громко заявила:
— «Ах, зачем эта ночь…» — песня композитора Глинки.
— Что такое? При чем тут Глинка? Это не для детей, — сказала старая дама и, обернувшись к мальчику и девочке, которые безмолвно стояли около ее кресла, повторила: — Вы видите, дети, это не для вас! Пусть старичок просто поиграет.
Динка возмутилась.
— Но я знаю и другие песни, — сказала она.
— Какие другие? Все в том же роде? Нет, уж не пой, пожалуйста!
Но дети, стоявшие за ее спиной как два истуканчика, вдруг зашевелились.
— Мы хотим, чтобы она спела! — хором сказали они.
— Но вы же слышите, что у нее все в одном роде! — взволновалась старая дама.
— Ни в каком не роде, а просто детские. Их играют на пианино для детей! — сказала Динка.
— Вот как! Что же, например? — заинтересовалась старая дама.
— Много. О птичках, о кошечках и о новогоднем снеге.
— Мы хотим… — тупо и упрямо повторили истуканчики, с двух сторон налегая на кресло.
— Ну, спой о птичке, — милостиво разрешила строгая дама и, склонив голову набок, поправила букли. — Дети, прослушайте песню о птичке!
Динка приготовилась, на шарманщик, не понял и затянул «Разлуку».
— Прекрати! Прекрати сейчас же! — замахала руками старая дама и подозвала горничную.
— Барыня хочет, чтоб девочка спела одна, — пояснила та испуганному старику.
Динка фыркнула, но сдержалась и, приняв позу, громко объявила:
— «Птичка»! Песня композитора Глинки. «Отчего, певунья-птичка, так печально ты сидишь… — медленно запела она, тщательно выводя мотив. — Грустно милую головку опустила и молчишь…»
Дама милостиво закивала головой.
— Вот видите, дети, — сказала она поучительным тоном. — Сейчас мы узнаем, почему загрустила птичка.
Динка пропела еще один куплет, где птичке предлагают сахару и водицы, но она отказывается.
В рабстве, дети, сахар горек…
Что мне в клетке золотой?
Возвратите мне отраду
Жизни вольной и простой!
старательно пропела Динка.
— Ну вот, теперь нам понятно, что птичке не нравится ее клетка, — точно следуя за Динкой и переводя слова песни на поучение, объясняла дама своим истуканчикам.
Динка, давясь от смеха, с трудом дотянула последний куплет:
— «И тогда я вам в награду песню лучшую спою…» Ха-ха-ха! — неудержимо залилась она вдруг.
— Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! — прыснули за креслом истуканчики, но старая дама погрозила им пальцем, и они мгновенно смолкли.
— Ха-ха-ха! — еще громче заливалась Динка.
— Почему ты смеешься? Сейчас же объясни, почему ты смеешься? — прикрикнула на нес старая дама, и седые букли ее затряслись.
— Потому что… так полагается по нотам. — испугавшись, что ей ничего не заплатят, скромно сказала Динка. — Это для того, чтобы дети развеселялись… Там просто так и написано:
«Ха-ха-ха!» — сочиняла второпях Динка. — Это написал композитор Глинка.
— Ну, не знаю, кому это нужно… Мне, во всяком случае, ни к чему, пожала плечами старая дама. — И вообще первый раз слышу что-нибудь подобное! Странная фантазия приписывать все Глинке!
Динка вспомнила стоящего у пианино Олега.
— Почему странная? А это что? «Смейся, паяц, над разбитой любовью…» вдруг затянула она и, прервав себя на последнем слове, тоненько допела: «Разве ты человек? Ха-ха-ха-ха! Ты ведь паяц!»
Старая дама заткнула двумя пальцами уши:
— Прекрати сейчас же! Это невозможно слушать! Спой лучше о кошечках, только, пожалуйста, без того самого «ха-ха»! — морщась, добавила она.
***
О бунте Разина есть у нас в энциклопедии от Аванта.
***
Динка жила на даче под Самарой, на Волге.
Уточнили, куда втекает Волга) Прослушали песню про Самару-городок)
***
Спасибо за внимание!
ПС.
— Ишь, как выводют, шельмы!
— Фи, папа! Ну, какой у вас дурной вкус! Это ж Ванька из слободки горло дерёт!