В капелле Медичи.
«В глыбе каменной движение властвует,
Плотью мрамор облача.
Я заходил и говорил -
«Микеланджело, здравствуй!»
А он снисходительно мне молчал…».
Мемориальная капелла при церкви Сан-Лоренцо - это, по сути, склеп или более красивое слово - усыпальница, в которой 500 лет назад ярко проявился гений Микеланджело в качестве архитектора, скульптора и дизайнера.
Великий Буонарроти украсил скульптурами саркофаги самых НЕзначительных членов династии Медичи - Лоренцо и Джулиано (герцога Немурского и герцога Урбинского). Изобразил он их, скорее, аллегорически, нежели стремясь передать абсолютно портретное сходство. Сам мастер называл эти скульптуры - «капитанами». Имена статуй были перепутаны еще в 1553 году, но все это не имело большого значения. Толпы туристов стекались и стекаются к урнам с прахом Медичи, не с целью возложить цветочки усопшим, а только лишь для того, чтоб полюбоваться их надгробиями.
Микеланджело еще при жизни прозвали «Divino» - Божественный. Сам же мастер называл себя несколько по другому -
«Я нищая падаль. Я пища для морга.
В каморке моей, как в гробнице промозглой,
Арахна свивает свою паутину.
Моя дольче вита пропахла помойкой.
Я слышу - об стену журчит мочевина.
Угрюмый гигант из священного шланга
Мой дом подмывает. Он пьян, очевидно.
Полно на дворе человечьего шлака.
Дерьмо каменеет, как главы соборные.
Избыток дерьма в этом мире, однако…»
(Пер. А. Вознесенского).
То, что в эпоху Ренессанса в Европе процветала антисанитария, это факт. По правде говоря, во Флоренции, собаки до сих пор оставляют «соборные главы» прямо на каменных плитах старинных улиц, так как вся немногочисленная зелень города спрятана во внутренних двориках. Но такие мелочи не способны испортить общее впечатление от города гениев. Флоренция прекрасна.
«Где синие очи? Повыцвели буркалы.
Но если серьезно - я рад, что горюю,
Я рад, что одет, как воронее пугало.
Большая беда вытесняет меньшую.
Чем горше, тем слаще становится участь.
Сейчас оплеуха милей поцелуя.
Дешев парадокс, но я радуюсь, мучась.
Верней, нахожу наслажденье в печали.
В отчаянной доле есть ряд преимуществ..»
(Пер. А.Вознесенского).
Откровение Микеланджело о нахождении радости в страдании удивительным образом схоже со словами Саврасова, автора картины «грачи прилетели», который однажды, пьяным в кабаке, сорвался на своего ученика Константина Коровина и потом извиняясь сказал - «…я полюбил, полюбил горе... Пойми - полюбил унижение...».
Какие детские психотравмы создали психическую установку «полюбить горе» и заслужить любовь всего мира, посредством создания совершенного искусства - мы уже не узнаем, но то, что любовь мира как Микеланджело так и Саврасовым была заслужена - это факт.
Ночь отличается своей полной проработкой и отполированностью до блеска.
Скульптура наполнена символами. В волосы ночи вплетены звезда с луной, в ногах притаилась ночная птица сова, стопой ночь опирается на букет маков, символизируя сходство сна с опиумным опьянением, под рукой - маска-сновидение.
Джованни Строцци посвятил скульптуре следующие строки -
«la Notte che tu vedi in sì dolci atti
dormir, fu da un Angelo scolpita
in questo sasso e, perché dorme, ha vita:
destala, se nol credi, e parleratti».
«Фигуру «Ночь» в мемориале сна
из камня высек Ангел, или Анжело.
Она жива, верней – уснула заживо.
Окликни – и пробудится она».
(Пер. А.Вознесенского).
Подстрочный оригинал стихотворения, как всегда, пропитан иным настроением, в отличие от перевода, загнанного в рифму, продиктованную иностранным языком -
«Ночь, которую ты видишь, в сладком сне,
Была одним ангелом высечена из этого камня,
Раз спит, значит жива:
Разбуди если не веришь, и поговорите».
Микеланджело на это ответил.
«Caro m'è 'l sonno, e più l'esser di sasso,
mentre che 'l danno e la vergogna dura;
non veder, non sentir m'è gran ventura;
però non mi destar, deh, parla basso».
«Блаженство – спать, не видеть злобу дня,
Не ведать свары вашей и постыдства,
В неведении каменном забыться...
Прохожий, тсс... не пробуждай меня!».
(Пер. А.Вознесенского).
Подстрочник -
«Дорог мне сон и еще более -быть камнем
Пока существуют вред и тяжкий стыд
Не видеть, не слышать - это большая удача.
Не буди. Молю.. говори тише».
Как ни парадоксально, но темные стороны времени и личности порождают свет в виде искусства.
Сам Микеланджело ушел в вечное «блаженство сна» от «свары и постыдства» в возрасте 88 лет.
Прах его находится в Базилике Санта Кроче во Флоренции.