Роман Александра Кондрашова "Говорит Москва" (в журнальном варианте назывался «Гений совка») по меньшей мере заинтересовал. Но для начала немного об авторе.
Александр Иванович Кондрашов родился в Москве в 1954 году. Окончил Школу-студию МХАТ. Около 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио. В настоящее время редактор «Литературной газеты». Печататься начал в 1991 году. Лауреат премии имени Веселовского и премии «Золотой теленок» «Литературной газеты». Член союза писателей Москвы.
О чём же роман?
Два главных героя. Константин Лобов – молод, успешен, работает ведущим на радио в рейтинговой программе, женат, имеет маленького сына.
Борис Абрамович – педиатр, немолод, беден, неудачник, пьющий.
Два этих человека встретились в сущности случайно. Участковый педиатр пришёл к младенцу и произвёл крайне неблагоприятное впечатление на молодую семью своей неухоженностью. Константин (а, скорее, его жена Зоя) помог Абрамовичу приобрести более или менее пристойный вид, чтобы перед людьми стыдно не было, что к ним ходит такой оборванный доктор.
Разговорившись с Абрамовичем однажды, Константин понял, что доктор вовсе не так прост, как казался. Он в своей жизни успел многое и многих повидать, вращался в высокопоставленных кругах, а, главное, обладает прекрасным даром рассказчика и неординарным мышлением.
Из разговоров Лобова с Абрамовичем и состоит большая половина романа. Мы узнаём о молодости Абрамовича (фамилия пусть никого не смущает, он – белорус), о его романе с известной в советское время актрисой, первой красавицей Москвы, о его приближённости к власть имущим. Находится у них с Лобовым и общий знакомый, только вот знают они одного и того же человека очень с разных сторон.
А дальше начинают происходить практически чудеса. Время как будто поворачивается вспять, по крайней мере, для Абрамовича. Он вновь встречает свою юношескую любовь, и у него начинается новый, прекрасный, счастливый этап жизни. Любовь его спасла.
У Лобова же, напротив, всё пошло наперекосяк. Как будто сглазил кто. Или напророчил. Он теряет работу, жену, начинает пить. Сначала опускает руки, но после очередной встречи с Абрамовичем и откровенным разговором с ним принимает верное решение - вернуться к своей первоначальной профессии – физика – и всё у него получается! Несмотря на несопоставимость зарплат, мир в душе оказывается для него важнее.
Снова задаю себе вопрос: о чём же роман? О том, что важнее всего в жизни любовь, которая спасает и даёт силы жить? Или о том, что не надо изменять себе в погоне за большими деньгами? И об этом тоже. А ещё о том, что не всё так плохо было в нашем советском прошлом, а вернее о том, что не всё ладно стало в нашем постсоветском настоящем.
Местами в романе перехлёстывает злой сарказм, но, поскольку он исходит не из уст автора, а от лица его героев, то интонации вполне оправданы.
Роман написан очень живым, лёгким языком. Цитировать можно было бы много, но выберу одну цитату, о любви:
«Запомните: если вам с женщиной не о чем говорить, то есть вербально касаться друг друга, то вам с нею ничего не грозит, то есть не светит — пролет, мимо. Но всегда найдется, о чем говорить, если это не пролет, даже если она по-русски не разговаривает...
— С чего вы взяли? — вдруг вступил Костя. — Самая высшая степень близости и взаимопонимания — когда слова вообще не нужны... Извините, сорвался, больше не буду.
— Слова не нужны тогда, когда они сто раз были сказаны, когда он знает, что скажет она, а она — что он. Когда люди уже вросли друг в друга...»
Этот материал ранее был размещён мною здесь.