Найти тему
Реплика от скептика

Кондрашов, А. Говорит Москва

Фотография автора
Фотография автора

Роман Александра Кондрашова "Говорит Москва" (в журнальном варианте назывался «Гений совка») по меньшей мере заинтересовал. Но для начала немного об авторе.

Александр Иванович Кондрашов родился в Москве в 1954 году. Окончил Школу-студию МХАТ. Около 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио. В настоящее время редактор «Литературной газеты». Печататься начал в 1991 году. Лауреат премии имени Веселовского и премии «Золотой теленок» «Литературной газеты». Член союза писателей Москвы.

О чём же роман?

Два главных героя. Константин Лобов – молод, успешен, работает ведущим на радио в рейтинговой программе, женат, имеет маленького сына.

Борис Абрамович – педиатр, немолод, беден, неудачник, пьющий.

Два этих человека встретились в сущности случайно. Участковый педиатр пришёл к младенцу и произвёл крайне неблагоприятное впечатление на молодую семью своей неухоженностью. Константин (а, скорее, его жена Зоя) помог Абрамовичу приобрести более или менее пристойный вид, чтобы перед людьми стыдно не было, что к ним ходит такой оборванный доктор.

Разговорившись с Абрамовичем однажды, Константин понял, что доктор вовсе не так прост, как казался. Он в своей жизни успел многое и многих повидать, вращался в высокопоставленных кругах, а, главное, обладает прекрасным даром рассказчика и неординарным мышлением.

Из разговоров Лобова с Абрамовичем и состоит большая половина романа. Мы узнаём о молодости Абрамовича (фамилия пусть никого не смущает, он – белорус), о его романе с известной в советское время актрисой, первой красавицей Москвы, о его приближённости к власть имущим. Находится у них с Лобовым и общий знакомый, только вот знают они одного и того же человека очень с разных сторон.

А дальше начинают происходить практически чудеса. Время как будто поворачивается вспять, по крайней мере, для Абрамовича. Он вновь встречает свою юношескую любовь, и у него начинается новый, прекрасный, счастливый этап жизни. Любовь его спасла.

У Лобова же, напротив, всё пошло наперекосяк. Как будто сглазил кто. Или напророчил. Он теряет работу, жену, начинает пить. Сначала опускает руки, но после очередной встречи с Абрамовичем и откровенным разговором с ним принимает верное решение - вернуться к своей первоначальной профессии – физика – и всё у него получается! Несмотря на несопоставимость зарплат, мир в душе оказывается для него важнее.

Снова задаю себе вопрос: о чём же роман? О том, что важнее всего в жизни любовь, которая спасает и даёт силы жить? Или о том, что не надо изменять себе в погоне за большими деньгами? И об этом тоже. А ещё о том, что не всё так плохо было в нашем советском прошлом, а вернее о том, что не всё ладно стало в нашем постсоветском настоящем.

Местами в романе перехлёстывает злой сарказм, но, поскольку он исходит не из уст автора, а от лица его героев, то интонации вполне оправданы.

Роман написан очень живым, лёгким языком. Цитировать можно было бы много, но выберу одну цитату, о любви:

«Запомните: если вам с женщиной не о чем говорить, то есть вербально касаться друг друга, то вам с нею ничего не грозит, то есть не светит — пролет, мимо. Но всегда найдется, о чем говорить, если это не пролет, даже если она по-русски не разговаривает...
— С чего вы взяли? — вдруг вступил Костя. — Самая высшая степень близости и взаимопонимания — когда слова вообще не нужны... Извините, сорвался, больше не буду.
— Слова не нужны тогда, когда они сто раз были сказаны, когда он знает, что скажет она, а она — что он. Когда люди уже вросли друг в друга...»

Этот материал ранее был размещён мною здесь.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!