Найти в Дзене
ЯМадама

«Отпуск в сентябре»: кажется, что жил. Безнадёжная киноверсия утиной охоты

Оглавление

Я очень люблю творчество Александра Вампилова. Всего несколько пьес, что успел завершить рано ушедший драматург, открыли новую веху в театре и литературе. Спектакли по его произведениям до сих пор охотно ставят в российских театрах. Потому что в каждой вампиловской пьесе есть недосказанность, открывающая простор для режиссёра и актёров. Следует заметить, что с экранизациями вампиловским пьесам повезло гораздо меньше.

«Утиная охота» - пожалуй, самая любимая театральными режиссёрами пьеса. При этом образ главного героя – Зилова – артистам обычно удаётся. В фильме Виталия Мельникова Зилова сыграл гениальный Олег Даль. При этом режиссёр постарался как можно сильнее отмежеваться от вампиловской пьесы. Даже название изменил. Кино называется «Отпуск в сентябре»

"Отпуск в сентябре". Скриншот
"Отпуск в сентябре". Скриншот

Здравствуйте!

Так часто бывает, что фильм, поставленный по известной пьесе, надолго закрывает возможность нового прочтения. Кино обладает широким арсеналом художественных средств, которые производят на зрителя яркое впечатление. Но «Отпуск в сентябре» таким убедительным высказыванием не стал. Кино можно рассматривать в ряду других постановок «Утиной охоты», как ещё один вариант режиссёрского прочтения.

Прежде всего, режиссёр сильно сместил акценты. Александр Вампилов подробно расписал в ремарках облик персонажей, который и определяет их поступки.

"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Главного героя, Виктора Зилова, всегда представляют мужчиной с брутальным обаянием. Именно поэтому ему всё сходит с рук. Да и драматург его описывает именно так:

Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда

А в фильме совершенно другая эстетика. Нервные пальцы, длинные ресницы, излом силуэта на фоне окна.

"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Зилов в исполнении Олега Даля единодушно признаётся зрителями героем на редкость неприятным. Без всяких условностей, без возможности оправдания. Он даже входит во всякие рейтинги отрицательных персонажей.

В театральных постановках такого нет. Там всегда надо продраться сквозь внешний шарм, чтоб разглядеть истинную суть персонажа.

Но в театре присутствует определённая условность, недосказанность. А в фильме «Отпуск в сентябре» режиссёр предпочёл беспощадный реализм. Занюханная кухня с батареей стеклотары, унылая осенняя хмарь и Олег Даль с худыми коленками. Слишком близко к запустению. Человек неотвратимо скользит на дно.

Олег Даль в роли Виктора Зилова. "Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
Олег Даль в роли Виктора Зилова. "Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Вся эстетика фильма такая: унылая, беспросветная. Серый монотонный дождь неотвратимо выстукивает безнадёжный ритм. Новостройка – дом среди осеннего месива. К новому крыльцу надо пробираться по лужам и канавам. Новая квартира – кучи неразобранных вещей и голая лампочка, наспех собранная мебель без надежды на уют. Неуютный, неустроенный осенний быт.

Вроде всё понятно. Режиссёр прямо тыкает зрителя носом: вот она – метафора, вот он – неприглядный внутренний мир главного героя.

Однако не всё так просто. Кроме подлеца Зилова, вокруг существуют и другие люди, вроде бы порядочные. Но никто из них не пытается облагородить ближний мир. Никто не кинет досточку через грязь, не попытается проложить дорогу.

Николай Бурляев в роли Кузакова, Юрий Богатырёв в роли Саяпина и Геннадий Богачёв в роли Димы. "Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
Николай Бурляев в роли Кузакова, Юрий Богатырёв в роли Саяпина и Геннадий Богачёв в роли Димы. "Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Хрупкая, нежная жена Зилова Галина, обессиленная и обиженная враньём нехорошего мужа, даже не пытается навести уют в новой квартире. Убрать, прикрыть, обустроить. Хотя бы для себя. Никто не хочет ничего делать. Но все ждут, что счастливый мир для них организует кто-то другой.

Ирина Купченко в роли Галины. "Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
Ирина Купченко в роли Галины. "Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Надо сказать, что актёры в фильме блистательны. И каждый выбран режиссёром вопреки сложившемуся амплуа.

Евгений Леонов (Кушак) и Ирина Резникова (Вера)."Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
Евгений Леонов (Кушак) и Ирина Резникова (Вера)."Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Уютный Евгений Леонов здесь танцует цыганочку, чтоб соблазнить молодую красотку.

Николай Бурляев доводит образ милого чудака до агрессивной нелепости.

"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Юрий Богатырёв выбрал для своего героя самые неприятные черты, вызывая у зрителя отвращение.

"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Ирина Купченко изящно скользит между романтической героиней и бесстрастным сухарём. А Наталья Гундарева наслаждается, показывая, как в уютной милой женщине проявляется безжалостная пробивная суть.

Наталья Гундарева в роли Валерии Саяпиной
Наталья Гундарева в роли Валерии Саяпиной

Создатели фильма героев однозначно осуждают. И приговаривают. Люди без цели, без смысла обречены.

И совершенно бесполезными оказываются их попытки расцветить осеннюю хмарь постоянными праздниками по любому поводу. Да и праздник сводится к опустошению бутылок.

"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Беспросветная осень капает в одном направлении – в безжизненный холод

"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Сейчас этот фильм нельзя смотреть, не оглядываясь на судьбы создателей. Вампилов, Даль, Богатырёв. А потому история о бытовых неурядицах и мелких суетных подлостях приобретает глубокий смысл.

"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Но в пьесах Вампилова так всегда.

В своё время на меня большое впечатление произвёл спектакль в Омском Театре юного зрителя.

Кстати: в омских театрах «Утиную охоту» ставили неоднократно, есть у нас даже «вампиловский» режиссёр, который постоянно возвращается к творчеству драматурга. Но в Википедии, к примеру, ни один омский спектакль не упомянут, даже те, что были отмечены на именитых конкурсах

Так вот, в постановке режиссёра Владимира Рубанова Зилов был совсем неоднозначен. А в финале, усложняя образ, звучала песня Тухманова на стихи Семёна Кирсанова:

Жил-был я… Стоит ли об этом?
Шторм бил в мол. Молод был и мил.
В порт плыл флот с выигрышным билетом.
Жил-был я. Помнится, что жил
"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Иногда человек и не заметил, что жизнь кончилась. Но в театрах режиссёры вслед за Вампиловым дают герою шанс. В кино Виталий Мельников и Олег Даль шанса Зилову не дают. Ни единого.

"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот
"Отпуск в сентябре". Кадр из фильма. Скриншот

Этот фильм точно не развлечёт, не позволит вынырнуть из проблем.

Но, возможно, затронет такие струны души, о которых вы и сами не подозреваете

Советское кино по выходным | ЯМадама | Дзен