Я очень люблю творчество Александра Вампилова. Всего несколько пьес, что успел завершить рано ушедший драматург, открыли новую веху в театре и литературе. Спектакли по его произведениям до сих пор охотно ставят в российских театрах. Потому что в каждой вампиловской пьесе есть недосказанность, открывающая простор для режиссёра и актёров. Следует заметить, что с экранизациями вампиловским пьесам повезло гораздо меньше.
«Утиная охота» - пожалуй, самая любимая театральными режиссёрами пьеса. При этом образ главного героя – Зилова – артистам обычно удаётся. В фильме Виталия Мельникова Зилова сыграл гениальный Олег Даль. При этом режиссёр постарался как можно сильнее отмежеваться от вампиловской пьесы. Даже название изменил. Кино называется «Отпуск в сентябре»
Здравствуйте!
Так часто бывает, что фильм, поставленный по известной пьесе, надолго закрывает возможность нового прочтения. Кино обладает широким арсеналом художественных средств, которые производят на зрителя яркое впечатление. Но «Отпуск в сентябре» таким убедительным высказыванием не стал. Кино можно рассматривать в ряду других постановок «Утиной охоты», как ещё один вариант режиссёрского прочтения.
Прежде всего, режиссёр сильно сместил акценты. Александр Вампилов подробно расписал в ремарках облик персонажей, который и определяет их поступки.
Главного героя, Виктора Зилова, всегда представляют мужчиной с брутальным обаянием. Именно поэтому ему всё сходит с рук. Да и драматург его описывает именно так:
Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда
А в фильме совершенно другая эстетика. Нервные пальцы, длинные ресницы, излом силуэта на фоне окна.
Зилов в исполнении Олега Даля единодушно признаётся зрителями героем на редкость неприятным. Без всяких условностей, без возможности оправдания. Он даже входит во всякие рейтинги отрицательных персонажей.
В театральных постановках такого нет. Там всегда надо продраться сквозь внешний шарм, чтоб разглядеть истинную суть персонажа.
Но в театре присутствует определённая условность, недосказанность. А в фильме «Отпуск в сентябре» режиссёр предпочёл беспощадный реализм. Занюханная кухня с батареей стеклотары, унылая осенняя хмарь и Олег Даль с худыми коленками. Слишком близко к запустению. Человек неотвратимо скользит на дно.
Вся эстетика фильма такая: унылая, беспросветная. Серый монотонный дождь неотвратимо выстукивает безнадёжный ритм. Новостройка – дом среди осеннего месива. К новому крыльцу надо пробираться по лужам и канавам. Новая квартира – кучи неразобранных вещей и голая лампочка, наспех собранная мебель без надежды на уют. Неуютный, неустроенный осенний быт.
Вроде всё понятно. Режиссёр прямо тыкает зрителя носом: вот она – метафора, вот он – неприглядный внутренний мир главного героя.
Однако не всё так просто. Кроме подлеца Зилова, вокруг существуют и другие люди, вроде бы порядочные. Но никто из них не пытается облагородить ближний мир. Никто не кинет досточку через грязь, не попытается проложить дорогу.
Хрупкая, нежная жена Зилова Галина, обессиленная и обиженная враньём нехорошего мужа, даже не пытается навести уют в новой квартире. Убрать, прикрыть, обустроить. Хотя бы для себя. Никто не хочет ничего делать. Но все ждут, что счастливый мир для них организует кто-то другой.
Надо сказать, что актёры в фильме блистательны. И каждый выбран режиссёром вопреки сложившемуся амплуа.
Уютный Евгений Леонов здесь танцует цыганочку, чтоб соблазнить молодую красотку.
Николай Бурляев доводит образ милого чудака до агрессивной нелепости.
Юрий Богатырёв выбрал для своего героя самые неприятные черты, вызывая у зрителя отвращение.
Ирина Купченко изящно скользит между романтической героиней и бесстрастным сухарём. А Наталья Гундарева наслаждается, показывая, как в уютной милой женщине проявляется безжалостная пробивная суть.
Создатели фильма героев однозначно осуждают. И приговаривают. Люди без цели, без смысла обречены.
И совершенно бесполезными оказываются их попытки расцветить осеннюю хмарь постоянными праздниками по любому поводу. Да и праздник сводится к опустошению бутылок.
Беспросветная осень капает в одном направлении – в безжизненный холод
Сейчас этот фильм нельзя смотреть, не оглядываясь на судьбы создателей. Вампилов, Даль, Богатырёв. А потому история о бытовых неурядицах и мелких суетных подлостях приобретает глубокий смысл.
Но в пьесах Вампилова так всегда.
В своё время на меня большое впечатление произвёл спектакль в Омском Театре юного зрителя.
Кстати: в омских театрах «Утиную охоту» ставили неоднократно, есть у нас даже «вампиловский» режиссёр, который постоянно возвращается к творчеству драматурга. Но в Википедии, к примеру, ни один омский спектакль не упомянут, даже те, что были отмечены на именитых конкурсах
Так вот, в постановке режиссёра Владимира Рубанова Зилов был совсем неоднозначен. А в финале, усложняя образ, звучала песня Тухманова на стихи Семёна Кирсанова:
Жил-был я… Стоит ли об этом?
Шторм бил в мол. Молод был и мил.
В порт плыл флот с выигрышным билетом.
Жил-был я. Помнится, что жил
Иногда человек и не заметил, что жизнь кончилась. Но в театрах режиссёры вслед за Вампиловым дают герою шанс. В кино Виталий Мельников и Олег Даль шанса Зилову не дают. Ни единого.