В прошлой публикации я рассказал, как было обнаружено место крушения советского самолета ПЕ-2 под Волгоградом. О том, как поисковики нашли детали с номерами двигателя самолета. В этой публикации рассказ о том, как смогли установить номер самолета и имена всего экипажа.
Только через четыре месяца поисков, в начале декабря на форуме Поисковое Объединение «Тризна» появилась первая информация –
« Близкие номера моторов были на самолетах 107-й серии завода в Казани.
Вот потери Пе-2 106-108 серий в 8 Воздушной Армии в 1942 г:
7.8.42 1/108 779 бап 270 бад ИА
7.8.42 9/107 779 бап 270 бад ИА
8.8.42 5/108 779 бап 270 бад ИА
9.8.42 9/108 779 бап 270 бад ИА
7.8.42 3/108 99 бап 270 бад нбз»
И далее появилась более конкретная информация ПО «ТРИЗНА» пользователь linnet -
«Посмотрел обстоятельства потери Пе-2 106-108 серий 270 бад.
Еще три потери в районе Абганерово (непонятно - станция или н.п.) - Плодовитое 7.8.42 От места находки 20-25 км.
7.8.1942 99 бап №3/108 Трифоненко-Черняев-Лялин при отходе от цели Абганерово-Плодовитое, сбит упал, Лялил вернулся. Свой аэродром - Средняя Ахтуба.
7.8.1942 779 бап №9/107 Пачурин-Чуб-Матякин 5 Пе-2 атаковали мотомехчасти в 18.48 2 км севернее Плодовитое. Сильный заградительный огонь ЗА. При отходе атаковали ИА. Видели горел, снижаясь. Свой аэродром - Средняя Ахтуба..."
Далее могу предположить шла большая исследовательская работа в архиве и 15 февраля на форуме появилась следующая информация –
Похоже нашел...
«В списке потерь моторов 7.8.1942 в 270 бад 779 бап потеряна пара М-105ра №23-835 и №836, инспекторское свидетельство №1612
В отдельном списке потерь самолетов в 270 бад 779 бап за 7.8.1942 инспекторское свидетельство №1612 выдано на Пе-2 №9/107
Место падения немного в стороне от пути возвращения от цели севернее Плодовитое на аэродром Средняя Ахтуба, но в целом примерно в том, же районе. Может, они, отбомбившись, развернулись вправо, да еще истребители противника могли туда загнать."
И в этот же день появилась и вот эта информация -
"Нашел у себя потери лс 779 бап
Пачурин Дмитрий Александрович, сержант пилот родился Саратовская обл, Черкасовский р-н, с. Покровка, год рождения неразборчиво 1918?, добровольно в Сталинградское ВАУ, нбз 7.8.1942. мать Пачурина Анна Тимофеевна г. Сталинград, п/отд 8 аэродром дом №6, кв. 10 //ныне Вольский р-н Саратовской обл есть с. Черкасское и рядом Покровка.//
Чуб Петр Иванович, старший сержант стрелок-бомбардир родился УССР Черниговская обл, Бобровицкий р-н, с. Рудьковка, 1922 призван Бобровицким РВК добровольно нбз 7.8.1942 отец Чуб Иван Яковлевич, мать Матрена Савельевна УССР Черниговская обл, Бобровицкий р-н, с. Рудьковка //есть ныне//
Мотякин Николай Антонович, старший сержант стрелок-радист Курская обл., Медвенский р-н, с. Нижне-Реутец 1919 призван Медвинским РВК нб
Боевое донесение 779 бап 7.8.1942 к 16.00 Средняя Ахтуба
10 Пе-2 779 ббап бомбардировали скопление танков в районе Коша, что северо-восточнее 7 км ст. Абганерово.
Прикрытие 5 Яков с аэр. Воропоново Н бомб-я 2200 м, время 14.53-15.03 с горизонтального полета.
Заход на цель с юго-востока, уход от цели с разворотом вправо со снижением. ЗА противника обстреляла из районов Абганерово, Тингута? заградительным и прицельным огнем. Снаряды рвались на одной высоте с самолетами, отбита консоль левой плоскости с-па Пе-2. Самолет упал 10-12 км северо-восточнее цели.
До 12 истребителей противника типа Ме-109 вели бой с истребителями прикрытия впереди идущих 9-ток Пе-2, 2 Ме-109 периодически атаковывали отстающие звенья и отдельные самолеты.
Попадание бомб в скопление танков в оврагах. Сброшено 76 ФАБ-100, 100 АО-10. Штурман Дробов сбил 1 Ме-109 в р-не цели.
С задания не вернулись Пачурин-Чуб-Матякин. Самолет Пе-2 №9/107 с отбитой ЗА п-ка консолью левой плоскости упал северо-восточнее 10-12 км цели. Экипажи наблюдали 2 купола спускающихся на парашютах"
За время этих поисков мы познакомились еще с одним удивительным человеком, исследователем Симоновым Андреем Анатольевичем - автором книги о боевом пути 779-го БАП.
Который предоставил нам много интересной информации - Из книги А. Симонова про 779 БАП:
7 августа 1942 года
В 5.54-6.02 восьмёрка Пе-2 (ведущий – П.Н. Борисов) вылетела на боевое задание. Цели: 1) скопление танков, автомашин с пехотой и грузами (до 200 единиц) в овраге в 3-5 км северо-восточнее села Плодовитое (Малодербетовский район Калмыкии) и 2) скопление до двух рот пехоты, до 10 орудий среднего калибра и до 6 автомашин с грузами в овраге в 2 км северо-восточнее села Плодовитое. Истребителей прикрытия не было. Погода в районе цели – ясная, видимость – до 10 км.
В 6.35-6.40 по целям был нанесён бомбовый удар с горизонтального полёта (высота 2.700-2.800 м): пятёрка Пе-2 нанесла бомбовый удар по первой цели, а тройка Пе-2 – по второй. Заход на цель осуществлялся с юго-востока, уход – с правым разворотом на северо-восток. Зенитная артиллерия противника вела интенсивный огонь по самолётам, разрывы наблюдались далеко сзади на одной высоте с самолётами. Истребительная авиация противника не наблюдалась.
По целям сброшено 36 фугасных бомб ФАБ-100, 320 осколочных бомб (160 АО-10 и 160 АО-2,5) и 4 АФ-70.
В 7.05-7.16 восемь Пе-2 без потерь вернулась на свой аэродром.
В 9.45-9.50 одиннадцать Пе-2 вылетели на боевое задание. Цели: 1) скопление танков и автомашин с пехотой и грузами (до 300 единиц) на южной окраине села Плодовитое и 2) скопление до 15 танков, до 10 орудий среднего калибра и до 6 автомашин с пехотой на северной окраине села Плодовитое. Боевой вылет прикрывали 16 истребителей «Як» с аэродрома Воропоново. Погода в районе цели – ясная, видимость – до 10 км.
Через 20 минут после взлёта на аэродром из-за течи бензина из бака вернулся самолёт 1/108 (лётчик Д.А. Пачурин).
В 10.30 по целям был нанесён бомбовый удар с горизонтального полёта (высота 2.300 м): тройка Пе-2 (ведущий – П.Н. Борисов) нанесла бомбовый удар по первой цели, а семёрка Пе-2 (ведущий – П.Н. Ксюнин) – по второй. Заход на цель осуществлялся с юго-запада, уход – по прямой с потерей высоты. Зенитная артиллерия противника вела огонь по самолётам, разрывы наблюдались далеко сзади на одной высоте с самолётами.
Восьмёрка истребителей прикрытия завязала воздушный бой с шестёркой Ме-109 на высоте 3.800 м. В 10.40 был подбит один Ме-109.
По целям сброшено 63 фугасные бомбы ФАБ-100 и 308 зажигательных ампул АЖ-2. У самолёта 18/104 (лётчик Ф.И. Синельников) не сбросилась одна ФАБ-100, у самолёта 11/96 (лётчик В.Ф. Бердников) – две ФАБ-100.
В 10.54-11.09 десять Пе-2 без потерь вернулись на свой аэродром.
В 14.15-14.21 одиннадцать Пе-2 (ведущий – В.Г. Концевой) вылетели на боевое задание. Цели: 1) скопление танков (до 100 единиц) в районе кошары в 7 км северо-восточнее села Абганерово (Октябрьский район Волгоградской области) и 2) скопление танков (до 150 единиц) в овраге в 2 км юго-восточнее станции Тингута (Светлоярский район Волгоградской области). Боевой вылет прикрывали 5 истребителей «Як» с аэродрома Воропоново. Погода в районе цели – ясная, видимость – до 10 км.
В 14-58-15.03 по целям был нанесён бомбовый удар с горизонтального полёта (высота 2.200 м). Заход на цель осуществлялся с юго-востока, уход – с правым разворотом со снижением. Зенитная артиллерия противника вела интенсивный огонь по самолётам.
До двенадцати Ме-109 вели бой с истребителями прикрытия впереди идущих Пе-2, а два Ме-109 по очереди атаковали отстающие звенья и отдельные Пе-2. В результате этих атак самолёт 6/96 (лётчик Ф.И. Синельников) получил до 20 пробоин в плоскостях и фюзеляже, а стрелок-радист экипажа К.Р. Бибиашивили был тяжело ранен в левую руку и голову, в результате чего потерял сознание (до осени 1942 находился в госпитале).
Один Ме-109 был сбит меткой очередью штурмана Н.Т. Дробова с самолёта 11/107 (лётчик Г.К. Алёнькин).
При уходе от второй цели огнём зенитной артиллерии противника была отбита консоль левой плоскости самолёта 9/107 (лётчик Д.А. Пачурин). Самолёт упал в 10-12 км северо-восточнее станции Тингута. Лётчики других Пе-2 наблюдали два раскрывшихся парашюта. Судьба лётчика Д.А. Пачурина, штурмана П.И. Чуба и стрелка-радиста Н.А. Мотякина неизвестна.
По целям сброшены 75 фугасных бомб ФАБ-100 и 100 осколочных бомб АО-10. У самолёта 11/96 (лётчик В.Ф. Бердников) не сбросилась одна ФАБ-100.
В 15.24-15.40 девять Пе-2 вернулись на свой аэродром. Потери – один самолёт Пе-2»
И далее из переписки с Симоновым А.А. - "К сожалению, в ЦАМО РФ мне не удалось найти никаких следов Пачурина, Чуба и Мотякина. В картотеке военнопленных их нет... В УПК Пачурина никаких отметок о его возвращении из плена нет... УПК Чуба вообще нет... По картотеке 1985 года они не проходят... Наград у них не было..
Согласно УПК Д.А.Пачурин получил младшего лейтенанта уже после гибели. Таких случаев были сотни - документы долго ходили по штабам...
Вот вам ещё одно воспоминание от ветерана полка П.Г. Павловича, которое прислал мне его внук:
Был случай такой. Наша эскадрилья полетела бомбить колонну танков и на их напали немецкие истребители как раз в тот момент, когда наши приняли боевой порядок для бомбометания. В этом бою отказал пулемёт у штурмана командира эскадрильи. Ведомый был старший сержант Пачурин. Он заметил, что мессер зашёл в хвост командира эскадрильи и готов сбить его. Не долго думая, Пачурин бросил свой самолёт на наперерез мессеру и своим самолётом прикрыл своего командира. За этот поступок старшему сержанту было присвоено внеочередное звание лейтенанта и награждён был орденом «Красного Знамени».
Старшина Пётр Григорьевич Павлович в 1942 году был авиамехаником во 2-й авиаэскадрилье (где служил Пачурин). Видеть бой он не мог, значит писал с чьих-то слов... И за давностью лет подзабыл, что Пачурину присвоили МЛАДШЕГО лейтенанта, а к ордену Красного Знамени он, видимо, был только представлен, но так и не награждён им..."
Долгое время поисковики пытались установить кто именно погиб в самолете, но увы, сделать это так и не смогли. Так как выше уже было написано что ни каких документов уточняющих потери по всему экипажу не обнаружено. Поэтому поисковики решили увековечить память всего экипажа.
На очередной Вахте памяти был изготовлен памятный знак - большая железная звезда в центре которой гранитная плита с именами всего экипажа. Звезду привезли на место крушения самолета, что бы ее было видно из далека, решили ее поставить на пригорке, примерно в 10 метрах от места крушения, и тут произошло еще одно чудесное событие, когда начали копать яму под фундамент наткнулись на что-то ржавое - железное. Начали копать оказалось что это часть крупнокалиберного пулемета, но самое интересное что под пулеметом лежали останки бойца: ребра, фрагменты рук, черепа, позвонки, косточки были даже в пулемете, это значит что останки летчика все таки были кем то захоронены. Но опять же повторюсь кто был этот летчик так и не установлено?
В УСТАНОВЛЕНИИ СУДЬБЫ ЭКИПАЖА ЭТОГО САМОЛЕТА ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ДЕСЯТКИ ЧЕЛОВЕК, ЗА ЧТО ВСЕМ ИМ ХОЧЕТСЯ ВЫСКАЗАТЬ СЛОВА ОГРОМНОЙ БЛАГОДАРНОСТИ И УВАЖЕНИЯ ЗА ПРОДЕЛАННУЮ РАБОТУ.
ЗДЕСЬ НУЖНО ДОБАВИТЬ ТОЛЬКО ВСЕМ НАМ ХОРОШО ИЗВЕСТНЫЕ СЛОВА -
НИ КТО НЕ ЗАБЫТ -
НИ ЧТО НЕ ЗАБЫТО!
Первая часть этой истории читайте по ссылке - https://dzen.ru/media/id/5ff3236a7a2b92670bac2cd1/64eee00b9e270b729938bbfd