В наши дни об эмпатии написано уже много слов, но тем не менее есть некоторая путаница в терминологии. Попытаться разобраться мне в том числе помогла статья о развитии концепции эмпатии в работах Фрейда Роджера Сквайра (1).
Термин Einfühlung впервые появился в области эстетики и обозначал процесс "вчувствования" или проецирования своего "я" на тело или окружающую среду. Его приписывают Теодору Липпсому, Фрейд позаимствовал этот термин, наполнив его иными смыслами. Еще в 1882 году ученый пишет об этой удивительной способности человека в письме к своей будущей жене, замечая - что он испытывал “...странное чувство всякий раз, когда был не в состоянии оценить чужие эмоции через свои собственные...”
Для Фрейда эмпатия была необходимым условием для успеха в психоаналитической терапии.
Взгляды Фрейда на Einfühlung (или эмпатию) эволюционировали: вначале он понимал эмпатию как подражание наблюдаемым действиям другого человека, отождествление с его сознательными психическими процессами (то есть переживание мыслей и чувств, как если бы они были его собственными).
Затем, на следующем этапе, Фрейд перешел к пониманию эмпатии как к проникновению в самые глубокие уголки сознания другого и установлению контакта с его бессознательными мыслями и чувствами. То есть эмпатия позволяет обладать более глубокими знаниями о психологической жизни другого человека, чем осознает даже сам человек.
Наконец, на последнем этапе Фрейд пришел к тому, что можно расценить как философское заключение. Только благодаря эмпатии мы верим, что другой человек вообще обладает ментальной жизнью, то есть не является неодушевленным объектом. Веря, что мы находимся в отношениях с другим переживающим существом, мы можем занять по отношению к нему такое отношение, которое позволяет нам сделать вывод о том, что этот человек испытывает и как сознательно, так и бессознательно.
Фрейд говорил и о трудностях с эмпатией, когда люди значительно отличаются от нас самих (он приводил в пример детей, первобытных людей и представителей другой культуры, особенно если эти представители говорят на другом родном языке и у них есть укоренившиеся в культуре способы выражения самих себя. Мы можем быть способны точно подражать только тем людям, которые похожи на нас самих или, по крайней мере, находятся на том же культурном, социальном уровне и уровне развития, что и мы сами).
И тут мне кажется важным вклад в развитие эмпатии литературы и искусства, которые расширяют наши представления, а следовательно делают нас более эмпатичными, а значит человечными.
Идеи Фрейда об эмпатии можно рассматривать через призму его концепции «переноса» (бессознательное перенаправление чувств и эмоций от одного человека или объекта к другому, часто основанное на более раннем опыте и отношениях), а также в контексте идентификации (психологического механизма, посредством которого люди усваивают черты, ценности и поведение значимых других). Эмпатия помогает людям идентифицировать себя с другими, делясь и понимая их опыт, эмоции и точки зрения. Этот процесс способствует формированию социальных и межличностных связей.
Исследование Фрейдом эмпатии заложило основу для будущих психологов. Современные психоаналитические и психодинамические подходы основываются на работах Фрейда, расширяя понимание эмпатии и ее роли в терапевтических отношениях.
В помогающих профессиях, и в особенности для психологов способность к эмпатии - важнейшая компетенция. Следуя за Фрейдом, эмпатия — это про более глубокое понимание бессознательных процессов, которое позволяет специалистам понять основные причины проблем клиента. Настраиваясь на его внутренний мир, терапевты могут понимать этот мир и предлагать идеи, интерпретации, которые будут способствовать самопознанию и росту клиента. Таким образом, эмпатия выходит за рамки простого сочувствия или сострадания. Эмпатия предполагает погружение в субъективный опыт другого и попытку постичь его мир с его точки зрения.
Важна глубокая чувствительность к эмоциям пациента, языку тела, вербальным сигналам. Специалисты стремятся настроиться на внутренние переживания пациента, по разному называя это состояние в разных подходах - «свободно плавающее внимание» или «ревери», создавая эмпатический резонанс. Не может быть эмпатии в полной мере без настроенности на бессознательный материал, эмоции и ассоциации пациента.
Здесь может быть полезен и контрперенос - эмоциональная реакция терапевта на клиента. Да, иногда это может быть и помехой терапевтическому процессу, но может стать и преимуществом - основой для эмпатического взаимодействия. Чтобы так произошло, необходимо понимание и управление контрпереносом, только тогда можно быть уверенным, что терапевтический фокус остается на клиенте. Интегрируя свои собственные эмоциональные реакции в терапевтический процесс, терапевты могут лучше понять бессознательную динамику пациента и совместно работать над его исцелением.
Саморефлексия терапевта:
Специалисты должны заниматься самоанализом, а лучше — быть в личной терапии. Осознание своих собственных предубеждений, эмоциональных реакций и «слепых зон» позволяет ориентироваться в сложной терапевтической динамике.
Когнитивная эмпатия против эмоциональной эмпатии.
Современные психотерапевтические подходы признают различие между когнитивной эмпатией и эмоциональной эмпатией. Когнитивная эмпатия предполагает интеллектуальное понимание точки зрения другого человека, тогда как эмоциональная эмпатия предполагает обмен эмоциональным опытом. Обе формы эмпатии имеют свое место в терапии, предоставляя специалистам ценную информацию о сознательных и бессознательных процессах пациента.
Как развивается эмпатия?
Эмпатия играет ключевую роль в наших социальных взаимодействиях, обладать этой способностью важно не только психологам. Но как развивается эмпатия? В наше время выделяют несколько факторов: во-первых, это врожденная способность. Исследования показывают, что даже новорожденные способны имитировать выражения лица и демонстрировать беспокойство, когда слышат плач другого ребенка. Эта врожденная способность формирует основу для дальнейшего развития эмпатии.
Зеркальные нейроны: считается, что зеркальные нейроны — удивительное открытие в нейробиологии — играют решающую роль в эмпатических реакциях. Они помогают нам понимать других и взаимодействовать с ними, моделируя переживания внутри себя.
Важно и влияние первичных отношений: то есть ранних отношений, особенно с лицами, осуществляющими уход за младенцем. Дети, которые испытывают безусловную любовь и эмоциональную поддержку, как правило, демонстрируют более высокий уровень сочувствия в своих отношениях в более позднем возрасте.
Важным в воспитании является поощрение детей рассматривать разные точки зрения, участвовать в ролевых играх или обсуждать эмоции. Все это помогает совершенствовать их навыки эмпатии.
Культурные ценности, социальные нормы и знакомство с различными точками зрения, опыт и знакомство с различными культурами, языками и социально-экономическими условиями также расширяют эмпатические способности человека, как впрочем и образование и социализация в широком смысле.
Очень важно читать ребенку — сказки и детские рассказы формируют понимание эмоций, отношений между людьми и окружающим миром.
Эмпатия, врожденная человеческая черта, проходит сложный процесс развития, начинается в первичных отношениях чаще всего с мамой и никогда не заканчивается на протяжении всей нашей жизни. Мы читаем книги и смотрим фильмы, идентифицируясь с героями, сочувствуем им. Изучая мир вокруг себя, мы расширяем свою способность к эмпатии. Эта способность и делает нас людьми.
Литература:
1. The Development of the Concept of Empathy in Freud’s Writing Roger Squier, Independent Researcher.