Найти тему
Исследование Писания

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.84): ОБЯЗАННОСТИ И ВЛАДЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ

Требовалось подробно остановиться на работе священников, особенно в связи с разными людьми, которые будут приходить в храм, и всякими жертвами, которые нужно приносить. Своё “наследие” — то есть разные вознаграждения — получат лишь те священники, которые верно исполняли свои обязанности. Левиты не получили в собственность земли, потому что “их уделом” был Господь (44:28).

ЗАТВОРЁННЫЕ ВОСТОЧНЫЕ ВОРОТА

“И привёл он меня обратно к внешним воротам святилища, обращённым лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: «Ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошёл ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как царь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдёт путём через притвор этих ворот и тем же путём выйдет»” (Иез. 44:1-3).

Стихи 1, 2. Раньше Иезекииль уже стоял в этом месте, у внешних ворот святилища. Это было до того, как он прошёл через восточные ворота в собственно храм. В стихе 1 он опять оказался во внешнем дворе, где он видел возвращение славы Господней. На этот раз, однако, он заметил, что восточные ворота были затворены. Так как этими воротами вошла слава Господня, то никто, кроме князя, не должен был входить ими. Так никто не осквернит их.

Стих 3. Эти ворота дозволялось использовать только в одном случае: будет разрешено князю входить в притвор ворот, чтобы есть жертвенное (“есть хлеб пред Господом”). Обратите внимание, что еврейское слово здесь — наси (“князь”), а не мелек (“царь”), которым назван Давид, Божий царь (37:24). Важно отметить, что руководители Божьего народа должны были чтить Божьи законы и поклоняться Ему. От них также требовалось чтить Его повеление о святости храма — места, куда им запрещалось входить. Однако этот князь мог входить в притвор восточных ворот (с западного конца) и выходить тем же путём.

ЧУЖЕСТРАНЦЫ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ

“Потом привёл меня путём ворот северных пред лицо храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лицо моё. И сказал мне Господь: «Сын человеческий! Прилагай сердце твоё ко всему, и смотри глазами твоими, и слушай ушами твоими всё, что Я говорю тебе о всех постановлениях дома Господа и всех законах его; и прилагай сердце твоё к входу в храм и ко всем выходам из святилища. И скажи мятежному дому Израилеву — так говорит Господь Бог: «Довольно вам, дом Израилев, делать все мерзости ваши, вводить сыновей чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моём святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук и кровь, и разрушать завет Мой всякими мерзостями вашими. Вы не исполняли стражи у святынь Моих, а ставили вместо себя их для стражи в Моём святилище». Так говорит Господь Бог: «Никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище Моё, даже и тот сын чужой, который живёт среди сынов Израиля»” (Иез. 44:4-9).

Стихи 4, 5. Затем Иезекииль был перенесён к фасаду храма путём ворот северных (ст. 4). Отсюда он снова увидел славу Господа, наполнявшую храм. Реакция Иезекииля была такой же, как и прежде: “пал я на лицо моё”. Он так сделал не из ложного смирения; его благоговение было непритворным. Картина величия Божьей славы вызвала в пророке этот смиренный отклик. Бог снова велел ему обратить пристальное внимание на всё, что он видит и слышит, включая постановления и законы (ст. 5). Следует отметить акцент на этих постановлениях и законах. Бог хотел, чтобы Его народ знал: этот новый храм не будет осквернён их беззаконием.

Стихи 6-9. Храм был святым местом, предназначенным специально для Божьего народа. Чужестранцы, “необрезанные сердцем и плотью” не были частью заветной семьи Божьей и потому не должны были участвовать в храмовых обрядах. Позволяя таким людям входить в храм, израильтяне оскверняли его (ст. 7). Служение в храме было особой обязанностью священников и должно было осуществляться только священниками. Их священной обязанностью было следить за тем, чтобы храм оставался святым. Бог укорил их за то, что они не исполняли стражи у Его святынь (ст. 8). Позволяя иноплеменникам участвовать в храмовом богослужении, они умаляли важность должного поклонения Яхве. Возвращавшиеся изгнанники особенно серьёзно отнеслись к этим указаниям (Езд. 4:1-3; 10:10-44; Неем. 13:1-9; Агг. 2:13, 14). Возле храма Ирода иудеи поставили знак, предупреждавший язычников, что если они зайдут дальше определённого места, то будут немедленно убиты.

ЛЕВИТАМ ПОРУЧЕНО ТОЛЬКО ЛИШЬ ПРИСЛУЖИВАТЬ

“Равно и левиты, которые удалились от Меня во время отступничества Израилева, которые, оставив Меня, блуждали вслед идолов своих, понесут наказание за вину свою. Они будут служить во святилище Моём как сторожа у ворот храма и прислужники у храма; они будут закалывать для народа всесожжение и другие жертвы и будут стоять пред ними для служения им. За то, что они служили им пред идолами их и были для дома Израилева соблазном к нечестию, Я поднял на них руку Мою, — говорит Господь Бог, — и они понесут наказание за вину свою; они не будут приближаться ко Мне, чтобы священнодействовать предо Мною и приступать ко всем святыням Моим, к Святому святых, но будут нести на себе бесславие своё и мерзости свои, которые делали. Сделаю их стражами храма для всех служб его и для всего, что производится в нём” (Иез. 44:10-14).

Стих 10. Левиты были наследными священниками Израиля (см. Втор. 18:1). Им была доверена самая священная обязанность: хранить чистоту дома Божьего. Но они не выполнили этого поручения. Бог сказал, что они удалились от Него. Они не только не были предводителями народа (который “блуждал вслед идолов своих”), но фактически присоединились к ним, творя мерзости. Левиты понесут наказание за вину свою.

Стих 11. Обычно Бог называет этих священников “служители в святилище Моём”. Их новая обязанность — быть особыми служителями Божьими в Его святом месте. Вот их конкретные функции:

1. “Служить... как сторожа у ворот храма и прислужники у храма”. Они должны будут выполнять вспомогательную работу: стоять у ворот и управлять толпой поклонников, а также убирать мусор и наводить порядок.

2. “Закалывать для народа всесожжение и другие жертвы”. Они будут выполнять самые неприятные обязанности во время жертвоприношения.

3. “Стоять перед [людьми и другими священниками] для служения им”. Иными словами, они будут помогать людям совершать всё в соответствии с Господними уставами, а также делать всё необходимое для других священников. В то время как эти священники будут “стоять перед” народом, сыны Садока будут “предстоять перед” Господом (см. ст. 15).

Стих 12. Причиной удаления от них священных обязанностей были прошлые грехи левитов. В своей основе их грехи были двойного характера.

Во-первых, они “служили им пред идолами их”. Участие Господних священников в идолослужении было самой ужасной мерзостью. Они настолько не знали Господнего закона или, возможно, настолько не чтили его, что каким-то образом оправдывали поощрение и поддержку идолопоклонства. Почему они делали это? Ради денег? Ради престижа? Какими бы ни были причины, своим грехом они вызвали на себя гнев Господа.

Во-вторых, они стали “соблазном к нечестию”. Иаков предупреждал христиан: “Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению” (Иак. 3:1). Иудейским священникам была дана способность, влиятельность, вести народ к Богу. Однако они стали камнем преткновения, фактически способствуя ещё большему нечестию. Поэтому их наказание будет суровым.

Стих 13. Это наказание выразилось в утрате этими священниками особых обязанностей в доме Господа. Отныне Бог не позволял им приближаться к Нему. Они не будут приближаться к Нему во время поклонения — ни во время жертвоприношения, ни во время обрядов. Вдобавок, сказал Бог, они не будут “приступать ко всем святыням”. Принадлежности для совершения жертв и предметы, находившиеся в святилище, включая святое святых, были им в особенности запрещены. Каждый день, выполняя обязанности прислужников, они будут вспоминать о том, что вынуждены “нести на себе бесславие своё и мерзости свои”.

Стих 14. И всё же Бог определил для них работу, на которую простые граждане Иерусалима не могли претендовать. Хоть и в качестве прислужников, этим священникам дозволялось находиться в храме. При правильном отношении они могли считать это честью — служить в любом качестве.

В Езд. 2 говорится о более чем четырёх тысячах священников среди почти пятидесяти тысяч израильтян, вернувшихся из вавилонского плена. Из этого числа только семьдесят четыре были левитами (Езд. 2:40). В результате встала необходимость призвать священников к исполнению той или иной вспомогательной работы (Езд. 8:15-20). Очевидно, левиты, жившие в Вавилоне, не хотели приносить себя в жертву и возвращаться в Иерусалим. В этом языческом городе жизнь стала для них вполне комфортной. А те семьдесят четыре левита, которые всё же вернулись в Иудею, были особыми людьми, готовыми подчиниться воле своего Бога (см. Пс. 83:11).

СЫНЫ САДОКА ИЗБРАНЫ СВЯЩЕННИКАМИ

“«А священники из колена Левиина, сыны Садока, которые, во время отступления сынов Израилевых от Меня, постоянно стояли на страже святилища Моего, те будут приближаться ко Мне, чтобы служить Мне, и будут предстоять пред лицом Моим, чтобы приносить Мне тук и кровь», — говорит Господь Бог. — «Они будут входить во святилище Моё и приближаться к трапезе Моей, чтобы служить Мне и соблюдать стражу Мою. Когда придут к воротам внутреннего двора, тогда оденутся в одежды льняные, а шерстяное не должно быть на них во время служения их в воротах внутреннего двора и внутри храма. Повязки на головах их должны быть также льняные; и исподняя одежда на чреслах их должна быть также льняная; в поту они не должны опоясываться. А когда надобно будет выйти на внешний двор, на внешний двор к народу, тогда они должны будут снять одежды свои, в которых они служили, и оставить их в священных комнатах, и одеться в другие одежды, чтобы священными одеждами своими не прикасаться к народу. И головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои. И вина не должен пить ни один священник, когда идет во внутренний двор. Ни вдовы, ни разведённой с мужем они не должны брать себе в жёны, а только могут брать себе девиц из племени дома Израилева и вдову, оставшуюся вдовой от священника. Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто. При спорных делах они должны присутствовать в суде, и по уставам Моим судить их, и наблюдать законы Мои и постановления Мои о всех праздниках Моих, и свято хранить субботы Мои. К мёртвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми. По очищении же такого ещё семь дней надлежит отсчитать ему. И в тот день, когда ему надобно будет приступить к святыне во внутреннем дворе, чтобы служить при святыне, он должен принести жертву за грех», — говорит Господь Бог” (Иез. 44:15-27).

Стихи 15, 16. Сынам Садока (ст. 15) была оказана честь и определена обязанность служить Господу. “Садок” означает “справедливый, праведный”. Садок был молодой воин, который помогал отвоевать царство Саула и Давида (1 Пар. 12:28). Он был потомком Аарона (1 Пар. 6:50-53) и в царствование Давида служил священником (2 Цар. 8:17; 15:24-35). После событий 3 Цар. 1:5-45 (см. 2:26, 27; 4:4) потомки Садока стали считаться единственными достойными священниками в Иерусалиме. Бог сказал: “Во время отступничества сынов Израилевых от Меня [они] постоянно стояли на страже святилища Моего”. Из этого не следует, что за потомками Садока не водились грехи (согласно Иер. 8:1-10, грешили все); но по сравнению с другими священниками они меньше всего были развращены. Какие обязанности определил для них Бог? Он велел им:

1. “Приближаться ко Мне, чтобы служить Мне” (ст. 15). Только потомки Садока могли приступать к Богу посредством жертвоприношений. Они должны были служить Ему во всех аспектах поклонения и жертвоприношения. Чтобы приступать к Богу — “приближаться” к Нему — нужно быть святым. Для нас это напоминание о том, что при новом завете христиане — единственные, кто может приближаться к Богу через Христа во время поклонения (1 Пет. 2:5-8; Евр. 13:15, 16).

2. “Предстоять пред лицом Моим, чтобы приносить Мне тук и кровь” (ст. 15). Искупительные жертвы мог совершать не каждый. Стоявшие пред Господом во время поклонения должны были соответствовать богоданным стандартам. Под “туком” и “кровью” подразумеваются шесть основных жертвоприношений.

3. “Входить во святилище Моё” (ст. 16). Людям не разрешалось входить в святилище, да и не каждый священник мог войти в него — только те, кого избрал Господь. Эта священная обязанность и честь была дарована потомкам Садока.

4. “Приближаться к трапезе Моей, чтобы служить Мне” (ст. 16). Это значит класть хлеб предложения в святое место (на стол, упомянутый в 41:22 и Мал. 1:7, 12).

5. “Соблюдать стражу Мою” (ст. 16). Они должны были хорошо знать Господни уставы и повеления и особенно тщательно следить за соблюдением всех Его законов о поклонении и жертвоприношении. Им было доверено следить за чистотой и святостью Божьих законов, чтобы не осквернять святое место и святое имя Господа.

Стихи 17-19. Священникам из потомков Садока следовало уделять особое внимание своей одежде (ст. 17), ибо она должна была показывать священность и важность их работы. Им было велено надевать одежды льняные, потому что лён символизировал чистоту. Кроме того, в льняной одежде было не так жарко (ведь они постоянно находились около огня) и потому более удобно выполнять работу. Шерстяное нельзя было надевать, потому что в жарком климате востока они сразу же будут в поту (ст. 18). По завершении работы, прежде чем выйти к народу, они должны были снять одежды свои и оставить их в священных комнатах (ст. 19). Им запрещалось общаться с людьми, когда они были в этих одеждах, чтобы священными одеждами своими не прикасаться к ним. Люди не должны были думать, что они могут очиститься, просто прикоснувшись к этим одеждам, вместо того чтобы выполнить все условия закона. Бог не хочет, чтобы кто-то заблуждался, думая, что может стать святым, просто прикоснувшись к чему-нибудь святому. В Агг. 2:10-13 обсуждается другая сторона этого. Там задаётся вопрос, может ли святое сделаться нечистым, несвятым от прикосновения к нечистому. В стихе 13 священники отвечают: “Будет нечистым”.

Стих 20. Этим священникам было велено аккуратно стричь волосы, соблюдая умеренность. Головы своей они не должны брить, потому что это, наверное, ассоциировало бы их с языческими обрядами (см. Лев. 21:5). Не должны они были и отпускать волос, так как люди могли принять их за назореев или же подумать, что они просто нечёсаны. В Новом Завете Павел говорил, что стыдно мужчинам носить длинные волосы; это неестественно и женоподобно (см. 1 Кор. 11:14).

Стих 21. Священники не должны были пить вина, когда служили в Божьем храме (см. Лев. 10:9). Для священника это мерзость — предстать пред Господом пьяным или каким бы то ни было образом ослабившим свою полноценность. Это оскорбительно для Бога, который заслуживает самого лучшего, и для людей, которые надеются, что священник будет верно исполнять свои обязанности.

Стих 22. Священники могли брать себе в жёны только девицу из племени дома Израилева или вдову, оставшуюся вдовой от священника. Нельзя было жениться на иностранках, вдовах, которые не были жёнами священников, разведённых и не девственницах. Даже жена священника могла осквернить его священную службу пред Богом. Эти указания были строже Моисеевых законов, которые только первосвященнику запрещали жениться на вдове (см. Лев. 21:7; Неем. 10:30; 13:23-30).

Стих 23. Бог требовал от священников из рода Садока хорошо знать закон и быть вдумчивыми учителями. Через них Господь имел в виду наставлять народ (ст. 23; см. Втор. 33:10). Только Бог отличал священное от несвященного. Не человеку было это решать. Задача человека — чтить Божьи законы. Исаия говорил, что “горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом” (Ис. 5:20). Люди всегда склонны к тому, чтобы как-то обойти Божьи законы или умалить их важность.

Стих 24. На священников были также возложены юридические обязанности (см. Втор. 17:8, 9). Они должны были отличаться глубоким знанием Божьих законов, а также честностью и неподкупностью. Такое сочетание сделает их идеальными для осуществления правосудия, когда среди Божьего народа возникнут спорные дела. Так как священники отвечали непосредственно перед Богом, то их суды должны были быть совершенно беспристрастными. Подкуп священника или судьи был мерзостью для Господа (Прит. 17:8, 23; Еккл. 7:7; Исх. 23:8; Втор. 16:19). Кроме того, Бог велел священникам “наблюдать законы Мои и постановления Мои о всех праздниках Моих, и свято хранить субботы Мои”.

Стихи 25-27. Ещё Бог дал Своим служителям несколько законов о личной чистоте, особо сказав, чтобы они не подходили к мёртвому человеку, дабы не сделаться нечистыми (ст. 25). Определённые исключения (в отношении ближайших родственников) позволяли им подходить к ним, но все другие ситуации сделают их нечистыми. Это аналогично законам о назорейском обете (Чис. 6:1-12), а также законам для священников в целом (Лев 21:1-9).

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ ДЛЯ СВЯЩЕННИКОВ

“А что до удела их, то Я их удел. И владения не давайте им в Израиле: Я их владение. Они будут есть от хлебного приношения, от жертвы за грех и жертвы за преступление; и всё заклятое у Израиля им же принадлежит. И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение. Никакой мертвечины и ничего, растерзанного зверем, ни из птиц, ни из скота, не должны есть священники” (Иез. 44:28-31).

Стихи 28-30. Все другие колена Его народа получат земельные владения — но только не священники. Бог сказал: “Я их удел... Я их владение” (ст. 28). Что же тогда получили священники? Они должны были есть от всех тех многочисленных жертв, которые совершались в храме, а также от “всякого рода приношений” — добровольных даров священникам (ст. 30). Люди будут приносить эти дары, потому что Господь велел им делать это, чтобы “над домом твоим почивало благословение”. Тот же принцип действует и при новом завете: христиане призываются щедро давать Богу. Давая Богу, невозможно переусердствовать. Он всё равно вернёт сторицей (см. 2 Кор. 8; 9).

Бог не хотел, чтобы священники были поглощены заботами о собственной земле и её управлении. Вся их жизнь была сосредоточена на храме. Он был их первейшей и единственной заботой. Живущие по новому завету должны заботиться о том же: “Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это всё приложится вам” (Мф. 6:33). Какой-то участок всё же отошёл священникам (см. 48:10), но он был незначительным и не требовал больших трудов. Христиане сегодня должны придерживаться принципа “достаточности малого” и не беспокоиться о пище, одежде и других мирских вещах (Мф. 6:24-30).

Стих 31. Последнее повеление в этой главе, в стихе 31, подчёркивает чистоту священников. Они не должны есть ничего ни из птиц, ни из скота, осквернённого естественной смертью или растерзанного дикими зверями.

ЗЕМЛЯ, ОТВЕДЁННАЯ ПОД “СВЯЩЕННЫЙ УЧАСТОК”

“Когда будете по жребию делить землю на уделы, тогда отделите священный участок Господу в двадцать пять тысяч тростей длины и десять тысяч ширины; да будет свято это место во всём объёме своём, кругом. От него к святилищу отойдёт четырёхугольник по пятьсот тростей кругом, и кругом него площадь в пятьдесят локтей. Из этой меры отмерь двадцать пять тысяч тростей в длину и десять тысяч в ширину, где будет находиться святилище, Святое святых. Эта священная часть земли принадлежать будет священникам, служителям святилища, приступающим к служению Господу: это будет для них местом для домов и святынею для святилища. Двадцать пять тысяч тростей длины и десять тысяч ширины будут принадлежать левитам, служителям храма, как их владение для обитания их. И во владение городу дайте пять тысяч ширины и двадцать пять тысяч длины, против священного места, отделённого Господу; это принадлежать должно всему дому Израилеву. И князю дайте долю по ту и другую сторону, как подле священного места, отделённого Господу, так и подле городского владения, к западу — с западной стороны и к востоку — с восточной стороны, длиной наравне с одним из уделов от западного предела до восточного. Это его земля, его владение в Израиле, чтобы князья Мои впредь не теснили народа Моего и чтобы предоставили землю дому Израилеву по коленам его” (Иез. 45:1-8).

Стих 1. Стих 1 говорит о священном участке Господу. Это центральный участок земли. В конечном счёте вся земля принадлежала Господу, но отдельные участки были отведены священникам и левитам. Эту землю следовало поделить по жребию. Предположительно, речь идёт только о “священном участке”, а не обо всём разделе земли. (Участки для двенадцати колен тоже будут разделены по жребию; см. 47:22). Размер этого “священного участка” (средняя часть) составлял двадцать пять тысяч на десять тысяч — Синодальная Библия добавляет: “тростей”, хотя единица измерения в еврейской Библии отсутствует. Это возвращает нас к предыдущему обсуждению (в связи с 42:15-20) того, в каких единицах измерялась земля — в “тростях” или “локтях” (как в Современном Переводе). Прочтение того места в еврейской Библии не вызывает сомнений, там ясно сказано: “тростей” (каним). Поэтому та же мера должна применяться и здесь. Однако категоричность в данном случае бесполезна, особенно если учесть, что всё видение апокалиптическое, а не буквальное. Отсутствие здесь единицы измерения — локтя или трости — необычно. Это не могло быть простым недосмотром. Иезекииль, по вдохновению, намеренно не указал самую важную деталь — единицу измерений. Почему? Возможно, потому, что не предполагалось применять её буквально. Измеренная в тростях, эта территория превышала бы границы Израиля в обе стороны — выходила бы за реку Иордан на востоке и в Средиземное море на западе. Измеренная в локтях, она становится поразительно маленькой (около двадцати километров в длину и восьми в ширину, с севера на юг).

Длина в “двадцать пять тысяч тростей” — это протяжённость с востока на запад; протяжённость же с севера на юг составляет, как сказано, “десять тысяч тростей” (ст. 1). Всё это место, заявил Бог, “будет свято... во всём объёме своём, кругом”.

Стихи 2-4. Из Божьего участка нужно было выделить, во-первых, место для святилища в форме четырёхугольника (ст. 2). Этот четырёхугольник — земля, предназначенная для собственно храма, 500 на 500 тростей, с площадью вокруг него размером в пятьдесят локтей (что-то вроде зелёного пояса вокруг храма). В данном случае слово “локтей” имеется и в еврейском тексте. Эта территория должна отделять святилище от всего другого. Оно должно быть святым местом, отделённым от остальных территорий. В центре него будет находиться святилище, Святое святых (ст. 3). Кроме расположенного здесь святилища, остальная земля будет принадлежать священникам, чтобы на этом месте, поблизости от храма, они построили себе дома (ст. 4).

Стих 5. Второй участок земли, такого же размера, как и описанный в стихе 3, отойдёт к левитам. Левиты тоже смогут построить города для обитания их.

Стих 6. Во владение городу будет отдана территория в пять тысяч ширины и двадцать пять тысяч длины. Дальнейшие пояснения относительно города приводятся в 48:15, где сказано, что город будет граничить с двумя участками земли на западе и востоке. Эта земля будет предназначена для общего пользования и для площадей. Город не будет принадлежать какому-то одному колену; Бог сказал: “Это принадлежать должно всему дому Израилеву”. Согласно плану, городские владения находились “подле священного места” — точно на юге, приблизительно в пяти километрах от храма (если считать измерения в “локтях”). Размер города, включая его площади, составляет приблизительно пятую часть всей территории.

Стихи 7, 8. Князю (наси) выделялась земля по обеим сторонам священного места и городского владения (ст. 7). Это, пояснил Господь, единственная земля, которую он получит: “...чтобы князья Мои впредь не теснили народа Моего” (ст. 8; см. 11:1-13; 14:1-11; 20:1—23:49; 34:1-10). Остальная земля — и за выполнением этого князьям надо было строго следить — должна была принадлежать двенадцати коленам.

Церковь Христа