Найти тему

Проповедь по притче о брачном пире (2011.09.18) Протоиерей Димитрий Смирнов

Господь сказал притчу: "Царствие Небесное подобно человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего". Под царем именуется Отец Небесный, сын – Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Брачный пир – это то, что произошло сейчас. Трапеза господня, в которой мы, большинство из нас, были участниками. Для того чтобы приобщиться Тела и Крови Христовой и через нее, через Кровь Христову, приобщиться Небесному Царству.

Дальше в притче говорится, что он послал рабов своих звать на брачный пир. Под этими рабами в притче именуются пророки, которых Господь присылал для того, чтобы призывать детей израилевых к покаянию и ко спасению. Но притча имеет контекст не только Ветхого Завета, а сказана на все времена. Поэтому под этими рабами мы можем подразумевать и ангелов-хранителей, которые нам напоминают о Боге и которые нас стараются охранить от греха, всевая нам в ум добрые мысли. И, может быть, какого-то человека... Для молодых людей часто такими бывают родители, которые его предостерегают от того или другого деяния, предупреждая, что ему грозит погибель через грех. Бывает, человек и в церковь придет, и через священника к нему тоже будет обращение раба Божия для того, чтобы остановить человека во грехе.

"И послал рабов своих звать на брачный пир, и не хотели прийти". Большинство людей не нуждаются в Царстве Божием. А еще большая часть людей даже о нем и не помышляют. И потом, как можно хотеть то, чего ты не знаешь? Это довольно трудно. И апостол Павел говорит, что "очи того не видели, и ухо того не слышало, и на ум человеку не приходило, что Бог уготовил любящим Его". Но все слова Писания обычно проходят мимо человека, к сожалению. И поэтому человеку больше интересно, и он внимание этому уделяет – каким-то своим земным проблемам. Человек находится в состоянии какой-то такой невыразимой глупости. Каждый человек примерно с трех лет понимает, что он умрет. Поэтому, как бы ты свою жизнь ни устраивал, что бы ты ни покупал, что бы ты ни продавал, сколько бы ты ни занимал, у тебя конец один – болезнь, короткая или длинная, а потом смерть. Поэтому шибко заботиться о том, что тебе есть, что пить, во что одеться, это неразумно. Потому что попользоваться этим придется только очень небольшое количество лет, временно. А вот думать о своей душе, о том, что она наследует, это важно, потому что это в вечности. Как человек, когда сидит за столом, он не беспокоится о бумажных салфетках, а скатерть бережет, чтобы на нее что-то не вылить. Почему? Скатерть – вещь более долговечная. Некоторые скатерти переживают своих хозяев, если из хорошего материала. А бумажная салфетка, собственно, одноразового использования. И жизнь наша земная, если смотреть с точки зрения салфетки, она длинная, потому что у салфетки существование – один миг: достали, уста вытерли, скомкали – и в тарелку, если не под стол, конечно. Почему мы так делаем? Потому что скатерть – вещь нужная, прочная, живет дольше. Но почему-то в отношении салфетки и скатерти мы поступаем разумно, а в отношении собственной души – безумно. В чем тут дело?

А в том, что наша душа, а вместе с ней и сердце, и ум очень глубоко повреждены. Степень безумия вот этого у нас у всех, конечно, разная. И вот Господь с помощью притчи, чтобы мы, как следует, запомнили вот этот образ, как царь устраивает брачный пир, свадьба по-нашему, для своего сына. А кого же он хочет повенчать? Он Его венчает с Церковью. Церковь есть невеста Христова. Каждый из нас может приобщиться к этому брачному пиру. Но вот зовут на брачный пир, а люди не идут. Сюда бы в храм спокойно бы вошло еще 500 человек. Где они? "Послал других рабов, сказав: "Скажите званым: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откромлено, заколото – все готово, приходите на брачный пир". Но они, пренебрегши то, пошли кто на поле свое, кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили".

Это речь идет о пророках. Ну, как человек... Потому что большинство людей, конечно, сейчас не на торговле, и не на полях, и не на заводах. Где они? Они в постели, они спят. Попробуй спящего будить. Ну, может, и не убьет, как эти древние люди, тогда, 2000 лет назад, когда сказали эту притчу. Но уж обругает – точно. В зависимости от развитости – последними словами или предпоследними. Все припомнят: вечно ты мне спать не даешь и так далее. Потому что спать – для человека это важнее, чем быть приглашенным на пир Самого Бога. Не премьер-министра, не какого-то мультимиллиардера, не какой-то поп-звезды, а Самого Господа Бога. Отчего это происходит? А оттого, что человек не понимает, чего он лишает сам себя. Потому что, если бы он понимал, как сказал один угодник Божий: "Если бы человек на одну секунду вкусил бы Царствия Небесного во всей его полноте, любой из таких людей согласился бы тысячу лет стоять в яме, полной червями, и чтобы они непрестанно грызли его тело, чтобы еще одну секунду это испытать". Но человек не понимает и не чувствует. Вот мы достигли такого нечувствия, и призыв Божий к нам мы просто не слышим, а если даже слышим, мы не понимаем, что нам предлагается. "Услышав о сем, царь разгневался, послал войска свои, истребил убийц оных и сжег город их". Такое уже бывало.

Не так давно, 100 лет назад, в больших городах вообще на каждой улице было по два храма. Даже маленькие городишки имели иногда по 12 монастырей. Но народ перестал ходить в храмы, Господь увидел, что они не нужны – и Он их отнял. Попустил убийцам, они приехали из Швейцарии, организовали тут все и убили священников за ненадобностью. И храмы превратили в склады. Склад нужен, а храм не нужен. Это было совсем недавно. Есть даже какое-то количество людей, которые помнят, как это происходило. Я сам дважды видел, как разрушают храм. Один храм – Казанской Божьей матери, вот на площади на Калужской. Сейчас там тоже его восстановили, но он маленький, а раньше он был огромный. Там перед зданием МВД. Ехал мимо и смотрю – взрывают храм. А второй раз видел в районе Плющихи тоже – но там не взрывали, а били такой бабкой, кран разрушал. Жуткое зрелище. Стоит прекрасное сооружение, и его ломают. Но тот храм до конца не сломали, каким-то образом остановили, только до половины. Сейчас он восстановлен, служба идет.

"Тогда говорит царь рабам своим: "Брачный пир готов. Званые не были достойны. Итак, пойдите на распутье и всех, кого найдете, зовите на брачный пир". И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими". Господь зовет всех: и хороших, и плохих, и жадных, и щедрых, и умных, и глупых, и старых, и больных, и здоровых, и молодых. Зовет всех. Почему? Потому что на самом деле велика ли разница между нашей добротой и нашей злостью? И злость наша такая очень, ну, не впечатляющая – скорее это какая-то раздражительность. И доброта наша – тоже она мелочная. Поэтому, если посмотреть на числовую ось, то это все близко к нулю. И вот царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. И говорит: "Ну, друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?" Не говорит ему: "Слышь, ты, пес смердящий, как ты здесь оказался? Пошел вон!" Нет. Он говорит ему: "Друг". Потому что Бог хочет каждого человека, родившегося на земле, независимо от того, в каком состоянии сейчас его душа, Бог хочет стать человеку другом. Но для этого нужно покаяться. Нужно быть готовым свою жизнь изменять согласно зову Божию. Мы сегодня уйдем из храма и вместо того, чтобы жизнь сделать другой, мы будем продолжать ту, которой жили до сегодняшнего дня.

И вот поэтому в этой притче сказано: "Тогда сказал царь слугам: "Связав ему руки и ноги, возьмите его, бросьте во тьму внешнюю – там будет плач и скрежет зубовный". Ибо много званых, мало избранных". Что это значит – "связав руки и ноги"? Человек, живущий во грехе, он связан грехом. Почему? Потому что человек не свободен. Каждый человек зависим от греха. Кто осуждает людей, он в зависимости от осуждения. Кто пьет водку, тот зависим от водки. Кто сквернословит, он зависит от сквернословия. Оно его держит, он связан по рукам и ногам. А что это за "тьма внешняя". Вне от чего? Вне брачного пира. Вне Церкви. Где нет спасения. "Там будет плач и скрежет зубовный" – почему? Потому что вне Церкви существование – это не жизнь. Потому что ты находишься среди людей, которые ничего, кроме материального блага и драки за него, не знают. Остается только зубами скрежетать и плакать. То у тебя отняли, то ты отнял. И отношения между людьми – как у диких голодных собак, которых собрали в одной клетке. Только в Церкви мы можем найти людей, которые стремятся к противоположному. И только там мы можем найти хотя бы какое-то отдохновение своей душе от этой собачьей жизни. Вот это Господь нам предлагает. Но для этого мы должны прийти. Прийти и начать покаяние. Чтобы не молчать в ответ на тот вопрос, который задает нам Господь.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/