Найти тему
По волнам моей памяти.

Поездки в поездах в 90-е

Два года назад ездили с женой в Самарканд. Туда добирались на такси, устали, да и приехали в этот город под утро. Дождавшись восхода солнца отправились осматривать достопримечательности. А вот обратно поехали уже поездом. В час ночи забрались в свой вагон, места были верхними, проводник принес запечатанное в пакет белье. Жена кинулась заправлять мою полку, я только посмеялся - не 20-ть лет тебе, говорю, слазь, я и сам все сделаю. Рельсы без стыков, поезд катит почти бесшумно, выспались-отдохнули. Красота!

Утром самовар уже кипит, мы заварили чай, позавтракали, потом опять чай. Проводник мне говорит, во все вагоне только вы чай пьете. Народ утрачивает культуру путешествий в поездах, отвечаю. Тогда может 100 грамм, предложил пожилой проводник, я вежливо отказался. И тут мне вспомнились мои поездки на Север в 90-х годах:

Задача была такой: со станции Маргилан добраться до Сургута, но бывшие республики уже разбежались по "независимым" квартирам и ехать можно было только с пересадками, на каждой станции покупая билет до следующего пункта. В Узбекистане в то время молодежь взяла за моду бить стекла в поездах, раз чуть и мне не прилетело - камень пробив внешнее стекло, внутреннее уже не осилил. Чуть позже стекла стали закрывать железной решеткой...

До Тюмени еще можно было доехать более-менее нормально, дальше был затор. Огромная очередь и полное отсутствие билетов, но когда это нас останавливало. Познакомившись с ребятами, договорились одному без вещей пробиваться сквозь толпу, потом в окно принять наши чемоданы. Так и сделали. Одним попутчиком оказался болгарин, тогда "братушки" пилили в России лес для себя... Был только раз случай в Челябинске, когда я ждал поезд на галерее, дверь на нужный нам перрон была закрыта, кто-то искал ключи и тут подлетел наш состав. Я, ладно, молодой еще был, а некоторые с детьми и кучей вещей. Как мы пролазили под вагонами, даже сейчас не смешно.

вокзал Челябинска
вокзал Челябинска

Но, едем дальше, за Тюмень. Общий вагон набит под завязку, сидят по несколько человек и на вторых полках, счастливчики лежат на багажных. Стоит выйти в тамбур покурить, место уже занято, приходится стоя ждать, когда кого-нибудь посетит мысль перекурить. Все едут из дома, значит с собой есть - пьянка повальная. Проводница орет на ментов - Вас, фиг дозовешься, они же из дома, без денег едут. Это когда они обратно, с деньгами поедут, вас из вагона не выгонишь...

Добрался, поработал на вахте, нужно обратно домой. Справедливости ради нужно сказать, что подвижной состав в России был нормальным, в вагонах тепло, хоть и грязно, но там и пройти сложно из-за количества пассажиров, не то что прибраться. А пьянка еще хлеще, все при деньгах. А вот южнее... Один раз замерз чай в банке(январь месяц), что стояла на столике, в другом составе, на просьбы пассажиров вскипятить воду, проводник сослался на отсутствие угля. Пришлось на одной из станций людям побегать между путей и насобирать дров и угля - пили чай потом.

В той же поездке помнится, прибыл наш поезд на станцию Алма-Ата, перрон был припорошен свежевыпавшим снегом, на котором черными кляксами отметились следы моих попутчиков, вышедших подышать свежим воздухом, настолько был грязным вагон. Дальше решил сделать пересадку в Луговом. Поезда все проходящие, билеты только по прибытию и за местную валюту. Желания обменять даже не возникло, куда ее потом...

Прибыл поезд Новокузнецк - Джалал-Абад, двери заперты, с какими-то кавказцами нам удалось одну открыть, а там вверху еще площадка, которую поднять не смогли, как мы туда забрались, еще и с чемоданами, одному Аллаху известно. Вход в вагон преграждала упавшая дверь в туалет, но это разве преграда). Весь вагон был погружен в темноту, в самом конце, у купе проводников, светилась одинокая лампа. За небольшую сумму договорился доехать до Маргилана, но поезд прибыл туда в 12 ночи и я увидев в окно пустой вокзал, по которому слонялись менты, а в другом конце стайка молодых парней, решил ехать дальше. Ждать до утра, пока начнут ходить автобусы, в такой компании мне не захотелось...

Почти неделю уходило у меня на дорогу, ездил я один, на каждом пересадочном пункте, первым делом сдавал чемодан в камеру хранения, потом занимал очередь в кассу и долгое ожидание нужного поезда. Опять же появившаяся местная валюта. Помнится в Ташкенте брал билет до Маргилана, посмотрев на мой паспорт с киргизским штампом о гражданстве, мне сказали, что билет я могу купить только за российские рубли - купил. Вышел на перрон, подошел к будке сапожника(было и такое), где, говорю, можно обменять рубли на ваши сум-купоны? Была первое время в Узбекистане такая валюта, чуть ли не на простой бумаге отпечатана.

-3

Он мне разменял тысячу дав купонов на 7 тысяч, получилось, что я купил билет в 7 раз дороже, чем местные, но Узбекистан всегда старался по возможности все продавать за рубли и доллары. Уже в 2-х тысячных годах, они даже своим гражданам продавали авиабилеты за доллары, при этом купить их официально, было невозможно. За регистрацию мне тоже приходилось в Учкудуке платить 5 американских рублей... Легко ли найти такую купюру, можно, конечно, дать и сотню, но сдачу дадут в местной валюте, по курсу Центробанка).

На полученные сумы, я пообедал, попил чаю и стал опять ждать свой поезд, который уже по счету?????

Многабукв получилось и это, далеко не все события, которые случились со мной, в этих поездках...