Найти в Дзене

Николо-Перервинский монастырь в Москве

Монастырь расположен в местности под названием Перерва, потому что русло Москвы-реки здесь меняло свое место. Старое русло переставало быть проточным, и течение реки в старом русле прерывалось.

Предания о существовании подземелий, связывающих два берега Москвы-реки, существуют давно. Согласно им, тайный ход ведет от церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском к Николо-Перервинскому монастырю. Его прорыли для того, чтобы царь и члены царской семьи в случае бунта или смуты могли спрятаться на другом берегу, в обители. О подземелье хорошо знали местные жители. Они и показали проход известному археологу и историку Игнатию Яковлевичу Стеллецкому, который много лет занимался изучением старой Москвы и искал подземные тайники. В конце 1920-х годов Стелеццкий обнаружил два коридора, ведущих из алтаря Казанского храма в подвал. Но в 1930-м году исследовательские работы пришлось приостановить, так как по мнению архитектора музея-заповедника «Коломенское» раскопки под храмом грозили обрушением здания. На сегодняшний день тайна подземелья Николо-Перервинской обители так и остается нераскрытой. /фото автора
Предания о существовании подземелий, связывающих два берега Москвы-реки, существуют давно. Согласно им, тайный ход ведет от церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском к Николо-Перервинскому монастырю. Его прорыли для того, чтобы царь и члены царской семьи в случае бунта или смуты могли спрятаться на другом берегу, в обители. О подземелье хорошо знали местные жители. Они и показали проход известному археологу и историку Игнатию Яковлевичу Стеллецкому, который много лет занимался изучением старой Москвы и искал подземные тайники. В конце 1920-х годов Стелеццкий обнаружил два коридора, ведущих из алтаря Казанского храма в подвал. Но в 1930-м году исследовательские работы пришлось приостановить, так как по мнению архитектора музея-заповедника «Коломенское» раскопки под храмом грозили обрушением здания. На сегодняшний день тайна подземелья Николо-Перервинской обители так и остается нераскрытой. /фото автора

Дата основания Николо-Перервинского монастыря не известна. Впервые он упоминается в документах 1623 года (это записи про маленький деревянный храм Святителя Николая и живущих при нем двух старцев с игуменом). Есть легенда, что Николо-Перервинский монастырь был основан во время Куликовской битвы.

Никольский собор был построен тщанием Патриарха Адриана и в 1700 году им же освящен /фото автора
Никольский собор был построен тщанием Патриарха Адриана и в 1700 году им же освящен /фото автора

С середины 17 века уже началось каменное строительство, а в конце 17 столетия патриарх Адриан решил использовать монастырь в качестве летней резиденцией.

Семинарию при монастыре открыли в 1770-е, а вскоре для семинаристов возвели первый двухэтажный корпус. В обители останавливалась Екатериной II во время своего знаменитого путешествия в Крым. В 18-19 веках к монастырю приписали несколько московских часовен.

При советской власти в 1922 году было вывезено из монастыря более 9 пудов утвари из драгоценных металлов во время кампании по изъятии церковных ценностей. В 1928 году распускают братию, хотя до 1940 года церковные службы в Иверском и Никольском соборах продолжались. Потом стали использовать монастырскую территорию под склады, а в 1948 году организовали металлоштамповочный завод в храме Святителя Николая, а потом и фабрика по производству игрушек появилась здесь.

фото автора
фото автора
фото автора
фото автора
Памятник митрополиту Платону, основавшему Перервинскую духовную семинарию /фото автора
Памятник митрополиту Платону, основавшему Перервинскую духовную семинарию /фото автора

Из-за работы гальванического цеха сильно пострадали кирпичная кладка и своды соборов. Долгое время в монастырских зданиях вообще не было ремонта, поэтому крыши, оконные проемы и перекрытия оказались полуразрушенными. В нормальном положении была только нижняя часть монастырской колокольни потому, что в ней размещались кабинеты начальства.

В 1991 году в Николо-Перервинского монастыре возобновили богослужения. К этому времени старинные здания выглядели ужасно, но люди занялись восстановлением святыни.