Найти тему

Брендинг духовной организации

Оглавление
Нужен ли духовной организации брендинг? Зачем ей это и к чему это должно привести? К повышению лояльности, узнаваемости, увеличению последователей или к чему-то другому? Рассуждаем на тему создания образа для религиозных объединений.

Там где раньше были догмы, теперь свобода выбора

В России с 90-х годов началось активное развитие религии. Не только национальной, православия, но и тех религий, которые активно пришли в страну с распадом СССР и открытием границ и свободы вероисповедания.

Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ

Кто-то вспомнил религию бабушек и дедушек, кто-то пошёл в церковь, которая была рядом, а кто-то стал искать и пробовать разные направления. Если вы помните именно тогда появились на улицах хорошо одетые молодые люди из США, которые предлагали поговорить о Боге или попрактиковать английский. Появились поющие и танцующие прямо на тротуарах группы счастливых людей, которые были одеты в сари и индийские наряды с книгами и громкими возгласами «Харе Кришна!».

Это время многие антропологи и социологи называют временем изобилия и разнообразия религии в России. Сейчас большая часть населения страны относит себя к православным. Другие мировые традиции объединяют в основном по 1-2% россиян. Но интересно то, что количество людей, которые исповедуют или придерживаются более экзотических направлений религии в сумме равно количеству людей, исповедующих вторую главную религию в стране — мусульманство.

За последние несколько лет я занимался созданием нескольких проектов, которые можно отнести к сфере религии и убедился в том, что сейчас религия как никогда нуждается в позиционировании и правильной коммуникации со своими последователями.

Религия — это бренд

Это не кощунственное заявление, а просто констатация факта. Конечно, религия — это не вера. Мы рассматриваем религия с точки зрения организационной структуры, которая имеет все характеристики бренда.

  • Цель
  • Обещание
  • Знак или символ
  • Визуальный образ
  • Личность

Будь это иудаизм, православие или любая другая религия или философия, мы можем достаточно просто найти все эти элементы в её коммуникации. Обещание, конечно, практически у всех религий одинаковое, но в остальном различия существенные.

Православие (1), Ислам (2), Буддизм (3)

Цель: Спасение и Рай (1), Утвердить славу Бога и Джаннат (2), Преодолеть страдания и Нирвана (3).

Обещание: Спасение (1), Спасение(2), Освобождение (3).

Знак и символ: Православный крест (1), Месяц (2), Дхармачакра (колесо Дхармы) (3.)

Визуальный образ: Белый, голубой, золотой (1), Зелёный (2), Жёлтый, шафрановый (3).

Личность: Отец, Сын и Святой Дух (1), Мухаммед, Аллах (2), Лама, Будда (3).

То есть мы можем говорить о том, что у каждой религии есть свой стиль и если присмотреться, то даже в толпе мы можем легко вычленить людей, которые принадлежат тому или иному вероисповеданию. Символы, цвета, определённая одежда, поведение, предметы. Например, по цвету и количеству бусин на чётках можно сказать, кто перед вами. 33 бусины и крест — христианин, 99 бусин — мусульманин, 108 — один из последователей восточных практик (буддизм, индуизм).

Время, место, обстоятельства

Но когда мы говорим о конкретных организациях, о брендах внутри больших сообществ, время, место и обстоятельства диктуют свои правила и свои задачи. Даже внутри достаточно жёстких рамок религии, можно найти возможность для самовыражения.

Высшая школа экономики (Дизайн лаборатория) вот так представила бренд Сретенского монастыря.

-3

Дизайн концепция основана на серии логотипов для каждого из подразделений монастыря, построенных на похожих византийских узорах. Привычные белый и золото соседствуют с более сложными оттенками, который передают историю заведения и его статус. Внимание к иконам и архитектурным фотографиям в стиле также отсылает зрителя к истории.

-4

Стиль передаёт ровно то, что написано в задаче проект — ощущение «элитной богословской школы».

При этом стиль со всем его вниманием к истории с насыщенностью получился достаточно современным и актуальным.

Другой пример — это кейс Тверской епархии агентства Лавмиду. Стиль якорится на логотипе отсылающем к главному историческому и религиозному символу город — Спасо-преображенском кафедральному собору. Здание заложено в 1285 году и стало символом веры для почти тысячелетней истории православия на этой территории.

-5
-6

Стиль разрабатывался преимущественно для цифровой среды, поэтому выбраны мягкие и свежие цвета, который обращают на себя внимание и создают контраст с классическим золотом и изображением икон.

Сейчас я работаю над созданием образа для проекта Школа джапа медитации, который стал активно развиваться и включать в себя другие образовательные проекты для кришнаитов. На старте проекта было озвучено, что образ бренда должен восприниматься очень естественно и не довлеть.

-7

Так мы нащупали образ спутника в духовной жизни, который сейчас активно развиваем.

Особое внимание контексту

Когда мы говорим о брендинге для религиозной организации, то должны особое внимание уделять соответствию образа организации и образа религии в целом. На что стоит обращать особое внимание:

  1. Платформа бренда в платформе бренда
    Платформа бренда должна быть помещена в контекст целей и миссии религии в целом. Если мы создаём образ современного и счастливого искателя истины, то в случае христианской организации, мы не должны сваливаться в эстетику нью-эйджа или хиппи.
  2. Значение привычных вещей
    Цвет, символы, образы животных — всё это в определённых традициях имеет определённые коннотации. Всё это нужно проверять и перепроверять. То, что написано на первой ссылке, может в корне отличаться от принятых в религии толкований.
  3. Аудитория рулит
    Чаще всего религиозные организации включают разнообразную аудиторию: по возрасту, достатку и другим характеристикам. Аудитория всегда очень важна при разработке бренда, но обычно мы выбираем самую прогрессия аудиторию (или самую платёжеспособную) и ориентируемся на неё. Здесь законы немного другие. Обычно самые консервативные и старшие члены сообщества решают и определяют вектор движения, так что важно учитывать их.
  4. Аккуратнее с референсами
    Референсы, мудборды и другие инструменты визуальной настройки всегда имеют очевидную проблему — люди не могут отвлечься от опыта общения с определённым брендом и оценивать только его визуальный образ. Но в духовных организациях есть очень большая тенденция к максимальному отдалению от других традиций. Поэтому если вы показываете православной организации буддийский проект или наоборот, будьте уверены на 99%, что пример будет воспринят не верно.

Современная религия

Ещё немного интересного из статистики. Хотя 60% россиян называют себя верующими, но при этом из всех опрошенных 82% не ходят в храм или посещают его очень редко. То есть мы видим, что людям становится не очень актуальна и интересна религия. Вопрос более важных и срочных куда больше.

Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ

В нашем галопном ритме жизни не находится время для того, чтобы уделить его вечным вопросам и поиску ответов о себе и природе вещей. Людям скучно от размеренного ритма духовности. Но при этом жажда и интерес есть. Интерес к информации, к узнаванию. Поэтому так важно быть рядом с людьми и общаться с ними на языке, который им понятен.

Пусть тема будет очень глубокая, но фактик обязательно должен быть красивым.

P.S. Интересное наблюдение пришло после запуска проекта Тверской епархии. Когда обновился сайт в новом фирменном стиле, который мы разработали, стало куда более понятно, что происходит в епархии, какие у меня возможности, как прихожанина, а самое главное, появилось чувство большей открытости и понятности происходящего.

исходный текст по ссылке