Найти тему

Придворное барокко второй половины XVII века. Самый забытый стиль русской литературы

Следующей страницей культурного многообразия переходного XVII века стал придворный стиль барокко - первый европейский стиль русской литературы. Его появлению способствовало усилившееся в этом столетии польское влияние, а после - приезд многочисленных книжников из новоприсоединённых украино-белорусских земель.

Барокко было явлением чисто аристократическим, известным ограниченному кругу лиц. Ему покровительствовал царь Алексей Михайлович, приблизивший к себе главного барочного автора - Симеона Полоцкого, а также его дети от первого брака (чьим воспитателем был Полоцкий) Фёдор и Софья. После победы Петра I в борьбе с Софьей барокко теряет свой статус, большинство произведений запрещается из-за связи их авторов с царевной.

С тех пор барокко стал одним из самых забытых явлений русской литературы. Все знают о летописях, все слышали о классицизме, но переходный XVII век почти не вызывает у большинства читателей никаких ассоциаций. Отдельные барочные стихотворения можно найти в сборниках, но до недавнего времени не существовало ни одного полного издания даже самой известной книги самого известного автора этого направления - “Вертограда многоцветного” Симеона Полоцкого. Сейчас его издания выглядят так:

Единственные полные сборники Симеона Полоцкого напечатаны в Германии с комментариями на английском под редакцией Л.И.Сазоновой и шотландца А.Хипписли.

Как можно охарактеризовать литературное барокко? Самая заметная его особенность - намеренно усложнённый стиль и декоративность. Стихотворения переполнены метафорами, аллегориями, символами. Важную роль играет и их оформление: посмотрите на эти примеры из рукописи того же Симеона Полоцкого:

-2

-3

Барокко изображает мир сложным и таинственным, познать и изобразить его возможно только с помощью символов и иносказаний. Тем не менее именно познание мира становится его главной целью. Эту особенность часто называют “энциклопедичностью” или “универсализмом” - стремлением изобразить мир во всей его полноте. В отличие от средневекового монументализма, который ориентировался на вечное, барокко было искусством в больше степени светским, часто совмещалось с просветительской деятельностью.

Для примера посмотрим на творчество всё того же Симеона Полоцкого - главного барочного поэта русской литературы. Его биография - эталон писателя XVII века. Он формировался в условиях самого настоящего пограничья: родился в Полоцке, то есть в Речи Посполитой, учился в Киево-Могилянской академии, то есть воспитывался в латинской традиции, хотя и был православным монахом. До переезда в Москву писал стихи на польском, белорусском, украинском и латыни.

Его талант был замечен Алексеем Михайловичем во время одной из поездок, после которой Симеона пригласили в Москву.

Он принёс в царское окружение западный тип универсального просветителя: открывал школы, типографию, обучал переводчиков, занимался образованием старших царских детей (будущего царя Фёдора Алексеевича и царевны Софьи, соперницы Петра I). Был автором многих философских и богословских трактатов, а также стихотворного переложения Псалтыри, которую Ломоносов называет главной причиной своего увлечения поэзией.

Стихотворения Симеона Полоцкого объединены в два огромных сборника: “Рифмологион” и “Вертоград многоцветный” (на фото выше - только по одному тому от каждого). Первый состоит из панегирических торжественных стихотворений на разные случаи, во многом напоминающих более поздние оды. Здесь в центре - образ идеального просвещённого государя, который посвятил жизнь труду на благо подданных. Опять же то, что позже будут развивать классицисты.

Ниже на фото пример типичной барочной тяги к эмблематике. Произведение “Орёл российский” - сложный многокомпонентный текст, состоящий из стихотворений, прозаического похвального слова и такой вот иллюстрации, где в каждом луче солнца можно прочитать о добродетелях царя:

-4

Игровая природа барокко развернулась здесь в полную силу: тут и акростихи, и тексты, в которых строки нужно было читать в определённом порядке, и зашифрованные послания, и чтение только по заранее заданным слогам. На неискушённых в подобных приёмах читателей это производило невероятный эффект.

“Вертоград многоцветный” (то есть сад) представлял собой другой типичный сборник эпохи барокко. Объединение небольших стихотворений в масштабные книги отвечает задачам этого стиля: собрать из отдельных мелких элементов модель мира. Каждый небольшой текст описывает какое-либо явление природы, жизнь людей всех возрастов и профессий, разные эпохи и культуры. Это и есть то самое стремление к энциклопедичности, о котором говорилось выше. Русские читатели узнавали много нового: впервые они столкнулись с таким масштабным обращением к античным сюжетам, познакомились с историческими анекдотами.

Как настоящий просветитель, Симеон Полоцкий открывает книгу предисловием, где объясняет свою задумку: несовершенный человек должен стать лучше после того, как увидит красоту многоцветия (отсюда и заглавие) мира. Он пишет о добродетелях и одновременно критикует пороки. Концовка стихотворений часто содержит прямой авторский призыв к читателю: "Отложите дела тьмы, во свете ходите". Заметно это и по названиям: “Гражданство”, “Обличение гордости”, “Достоинство”, “Грех” и так далее.

Есть примеры и более конкретные. Стихотворение “Купецтво” - перечисление типичных маркетинговых приёмов, как мы бы сейчас сказали:

Во-первых, всякий купец усердно желает,
малоценно да купит, драго да продает.
<...>
Шестый грех, – егда куплю являют благую,
потом лестно ставляют ину, вещь худую.
Седмый грех, – яко порок вещы сокрывают,
вещь худую за добру купующым дают.
Осмый, – яко темная места устрояют,
да худыми куплями ближния прелщают,

Писатели русского барокко верили в силу слова, особенно правильно, ритмически организованного, изменить человека в лучшую сторону, показав ему красоту добра и окружающего мира. А также в возможность познания этого мира, пусть пока что с помощью аллегорий и символов.

Продолжателями дела Симеона Полоцкого стали его ученики Сильвестр Медведев и Карион Истомин. Однако на них барочная традиция прервалась: против сыграла связь с политическими конкурентами Петра и общее недовольство духовенства западным влиянием. То ли ещё будет. Наступила петровская эпоха - самая нелитературная эпоха нашей истории. И ней можно почитать по ссылке ниже: