Найти тему

«Обыкновенная история» Галины Волчек (1970), сценарий Виктора Розова по одноименному роману Ивана Александровича Гончарова (1847). ЧАСТЬ 1.

Гомеопатия, как отрасль холистической (целительской) медицины уже в начале 19 века использовала литературные персонажи для «диагностических карт» конституций человеческой психики, как сердцевины физического здоровья. Чем точнее определён характер человека, тем эффективнее будет терапия.

Гончаров уже в своём первом романе «Обыкновенная история» дал первичную дуалистическую классификацию психотипов, развив и дополнив своё психологическое открытие в «Обломове». Итак, Александр Адуев / Илья Обломов с одной стороны и Пётр Адуев / Андрей Штольц, - с другой. Это художественное откровение Гончарова сродни открытию позитрона и электрона. И нам надо бы как-то назвать типаж «обломовых», например «КВАДРАТ» и типаж «штольцев», например знак «ПЛЮС». Необходимо оговориться, что эти типы человеческой натуры не являются ни положительными, ни отрицательными. Они просто ЕСТЬ (от личности и устройства семейных отношений до менталитета народов и стран), как северный и южный полюсы земного шара.

Начнём с «ПЛЮСА», то есть с характеристик персонажей «Обыкновенной истории» Петра Ивановича Адуева (Михаил Козаков) и Андрея Ивановича Штольца из романа «Обломов» (в фильме Михалкова – Юрий Богатырёв).

«ПЛЮС» — это РОСТ. Приращение своих возможностей (финансовых, социальных, властных) рождённые «плюсами» считают своей естественной потребностью и способностью.

Им мало. Они хотят больше, никогда не отказывая себе в желании преуспевать и получать от жизни массу удовольствий. Плюсы знают, что для того, чтобы получить желаемое, надо видеть цель («плюс» похож на прицел и мишень) и ДЕЙСТВОВАТЬ, чтобы быть БЫСТРЕЕ, чем «дичь» или конкуренты, благодаря которым они испытывают бодрящий азарт ИГРОКА или охотника.

Плюсы живут в настоящем, в которое они перетаскивают всё НОВОЕ, что успевают разглядеть в будущем. Ошибки приносят им только плюсы, потому что они видят в них свою честную попытку перешагнуть внутренние (слабости характера) и внешние (РАНГ) ограничения. Самые яркие ощущения плюсы испытывают, когда выходят на новый уровень возможностей. В этом смысле Движение, и даже Ускорение (как в гонках за чемпионский приз), — это их естественное состояние, образ жизни и центральное переживание их лёгкой и подвижной личности.

Понимание того, что контрарные интересы других людей могут замедлить их продвижение к заветной цели, помогает им стать желанными партнёрами в бизнесе и удачными переговорщиками.

«Должен» — это для плюса следствие своего «хочу», а не чьего-то «надо».

Трагедию жизни они видят в том, что на всех ресурсов не хватит, поэтому конкуренция неизбежна. Конкуренция (не война!) для них – это точное знание и умелое применение правил игры «в моменте». Правила жизни, в определённом смысле, встроены в их кодекс поведения, в их привычки, инстинкты и подсознание.

Они знают о людях главное: большинство из них не умеют хотеть, не хотят хотеть и БОЯТСЯ ХОТЕТЬ. Они чётко отсекают людей, ЖЕЛАНИЕ которых не равно ДЕЙСТВИЮ. Такие простофили - их «добыча». Они перехватывают у них инициативу и безостановочно ПРОБУЮТ получить то, чего добиваются и добиваются-таки этого первыми, потому что совершают максимум попыток в минимальный срок.

Совершенно очевидно, что, двигаясь в ускоренном ритме, плюсы не могут и не хотят от кого-то зависеть. Они рассчитывают сами на себя и не делятся добычей.

Цель для плюсов ВСЕГДА важнее, чем средства для её достижения.

Область чувств и переживаний плюсы рассматривают как непроизводительную область затрат времени и энергии. Люди для них такой же ресурс, как деньги, если с ними правильно выстроить отношения.

К себе они относятся критически в том смысле, что какие-то их привычки, стереотипы и устаревшие алгоритмы поведения не позволяют им достаточно быстро менять себя и свою жизнь в сторону роста финансовой эффективности и соответствующего комфорта. Устранение из своей жизни всего ненужного и уж тем более вредного – это суть дисциплины плюсов, их «доспехи».

Бездействие для плюсов – это обескровливание потенциала успеха, дорога в ад переживаний о том, что жизнь прошла мимо. Победа для них – важнее всех истин вселенной.

Голодные плюсы рыщут в человеческих джунглях.

«КВАДРАТЫ» — ЭТО ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ, и тем более БЕЗ ДЕЙСТВИЙ.

Квадрат символизирует осаждённую крепость (или усадьбу в родовом поместье), за стенами которой квадратики могут расслабиться и помечтать. К этой милой компании у Гончарова, естественно, относятся Александр Фёдорович Адуев (Олег Табаков) и Илья Ильич Обломов (у Михалкова – тоже Олег Табаков).

Квадраты БОЯТСЯ потерять то, что имеют. Никакие деньги им не заменят стабильность и уважение окружающих и для их получения они трудятся всю жизнь, оттачивая своё профессиональное мастерство.

Они стесняются попросить от жизни то, чего, как им кажется, они пока не заслужили.

Постепенность процесса самосовершенствования, замкнутость среды обитания и всегда заниженная самооценка, неуверенно ожидающая похвалы, не позволяет им успевать делать то, что плюсы делают автоматически, даже не задумываясь.

В большом и чужом для них мире постоянных (и главное – быстрых!) перемен квадраты чувствуют себя потерянными и крайне уязвимыми, не успевая понять, что с ними происходит и, уж тем более, что им делать. Лучшее, что могут сделать квадраты (как они считают) в данной ситуации с вот такой вот жизнью – это серьёзно подготовиться к (плохим) переменам, которые, впрочем, могут никогда и не произойти.

Квадраты ОБИЖАЮТСЯ, когда их не замечают и при этом ещё и обходят и не предлагают разделить чью-то добычу из «гуманитарных соображений» общемировой «СПРАВЕДЛИВОСТИ».

Если им предложат сделку, то квадраты в первую очередь спросят про гарантии. Если гарантий нет, скажут «это не для меня!», «это не моё!».

Стиль коммуникации квадратов: «я не лезу к тебе, а ты не лезь ко мне!».

«Надо» — это не когда хочется, это когда «надо».

Квадраты пользуются устаревшими классификациями и требуют их соблюдения от окружающих. Зная, что мешают переменам, они готовы к отпору и защите, используя как оружие свою ДОКАЗАТЕЛЬНУЮ (и внутренне глубоко переживаемую) ПРАВОТУ. При этом квадрат испытывает внутреннюю непреодолимую потребность всех НАУЧИТЬ КАК НАДО. В силу своей БАЗОВОЙ БЕЗЗАЩИТНОСТИ квадрат ссылается на признанные авторитеты (историю, традиции, «житии») или вышестоящие инстанции (покровительство которых квадрат смог заслужить годами честного упорного труда).

Внимание-энергия (память) и ностальгическая любовь (надежда на повторную встречу) у квадратов направлены в милое сердцу ПРОШЛОЕ, в связи с чем у квадрата складывается чёткое убеждение, что мир деградирует и катится в бездну («ведь такого раньше не было и не должно было быть!»). Для того, чтобы вновь пожить в прошлом, квадраты придумывают религиозное будущее. ВЕРА для них важнее Знания и Понимания.

Квадраты испытывают сильнейшую эмоциональную боль от потерь, поэтому в глубине души и не хотят ничего приобрести («лучше отложить и передать по наследству» или, вообще, подумать о бессмертии души).

Квадрат видит людей в дуалистической версии «свои-чужие», «друг-враг», «надёжный-предатель», «правильный-неправильный». Среди своих страшно боится потерять репутацию. Среди чужих страшно хочет отомстить (любой ценой).

Квадрат никогда не меняется, живёт вследствие укоренившихся привычек, «в норе» своих ложных представлений и принципов, «чтобы куда-нибудь не скатиться», хотя давно уже скатился на самое дно жизненных возможностей.

Дихотомия ПРОЦЕССА и РЕЗУЛЬТАТА, КОНСЕРВАЦИИ и РОСТА, ЗАЩИТЫ и НАПАДЕНИЯ, ВЕРЫ-МЕЧТЫ и ЗНАНИЯ-ПОНИМАНИЯ очевидно применима и универсальна для двух категорий людей, которые во всех многочисленных своих вариациях не теряют базовую природу людей ПРОШЛОГО (цепляющихся за тонущий «Титаник») и людей НАСТОЯЩЕГО (строящих в осязаемом пространстве небоскрёбы, сверхскоростные магистрали и квантовые линии связи).

Идеально, ребёнок и подросток должен перейти из стадии «квадрата» в стадию «плюса», то есть полностью освободить мир от ответственности за себя. Но этого, увы, не происходит из-за «застревания» квадратиков в голове, в своих бесконечных мыслей и мечтах, от которых и голова-то у них становится квадратная и ен проходит в узкие врата ресурсной реализации.