Мы так же часто общаемся при помощи легко интерпретируемых изображений, как и с помощью текста. Портативные устройства позволяют нам через социальные сети делиться информацией о наших действиях и мыслях. Примерно 15 000 лет назад, до появления письменности, люди также обменивались информацией с помощью изображений.
Пещера Ласко во Франции — одно из почти 350 подобных мест, о которых известно, что они существуют. Большинство из них находятся в изолированных регионах южной Франции и северной Испании. Здесь, 30 000 лет назад, сосуществовали неандертальцы (названные в честь Долины Неандер в Германии, где впервые были найдены их кости) и ранние Homo Sapiens Sapiens. Это было время короткой жизни и крайне тяжелых условий: ресурсы были ограничены, а климат был жестким и холодным.
Расположение пещеры Ласко
Примерно 15 000 лет спустя, в долине реки Везер на юго-западе Франции, современные люди нашли себя свидетелями массовых миграций диких животных. Они обнаружили пещеру, расположенную на высоком холме, возвышающемся над долиной. Внутри этой загадочной пещеры неизвестное число их собратьев начали создавать изображения, которые впервые были обнаружены в 1940 году. Эти искусствоведческие находки вызвали восторг как у исследователей, так и у широкой публики.
Проходя через узкие проходы и маленькие отверстия, первобытные люди обнаружили, что стены пещеры как бы служат чистым холстом, готовым принимать их искусство. Белый кальцит, покрытый непористой породой, создавал идеальную среду для их художественных экспериментов. В качестве материалов они использовали древесный уголь и охру, разновидность пигментированной земли, которая легко смешивалась с жидкостями и предоставляла широкий спектр цветов, включая коричневый, красный, желтый и белый. Среди изображений, созданных этими ранними художниками, можно найти представления о лошадях, оленях, бизонах, лосе, нескольких львов, носороге и медведе. Это практически энциклопедия огромного доисторического мира дикой природы этого региона. Среди этих изображений также встречаются абстрактные символы в виде точек и линий разной формы и конфигурации. И на одном из изображений можно увидеть загадочную фигуру, напоминающую человека, выполняющую неизвестную роль.
Как они это делают?
На стенах пещеры Ласко животные изображены в так называемой "извращенной перспективе," где их тела изображены в профиль, но рога или головы видны с более фронтальной точки зрения. Иногда изображения полностью линейные, где контуры животных обозначены линиями. В других случаях художники описывали животных с использованием сплошных и смешанных цветов, нанося их на стены при помощи рта. В разных частях пещеры Ласко художники также вырезали линии на мягкой поверхности кальцита, причем некоторые из них были окрашены, а некоторые остались натурального цвета.
Пещерные пространства варьировали в размерах и доступности. Знаменитый Зал Быков был достаточно велик, чтобы вместить около пятидесяти человек. Остальные "комнаты" и "залы" были необычайно узкими и высокими.
Археологи обнаружили сотни каменных орудий в пещере. Также были найдены дыры в некоторых стенах, которые, возможно, использовались для поддержания конструкций из ветвей деревьев. Эти конструкции могли поднимать художников достаточно высоко, чтобы они могли работать на верхних поверхностях стен. Кроме того, в пещере была обнаружена окаменелая пыльца, которая случайно проникла внутрь первыми посетителями. Эти пыльцевые образцы помогли ученым изучать окружающую среду и мир снаружи пещеры.
Зал Быков
Судя по масштабу и детализации многих изображений животных, можно предположить, что художники тщательно планировали свои произведения, начиная с общей формы и контуров, а затем добавляли цветовые детали. Некоторые исследователи даже предполагают, что "мастера"-художники могли иметь помощников, которые смешивали пигменты и обеспечивали освещение, используя лампы, заполненные животным жиром, чтобы художники могли работать в темных участках пещеры. Однако в других случаях, особенно в комнатах с более высокими выгравированными формами, процесс создания изображений, возможно, имел особое, возможно, ритуальное значение для художников.
Вопрос о том, почему доисторические люди создавали эти изображения на стенах пещеры Ласко и подобных местах, долгое время волновал ученых. Одна из самых известных теорий была предложена священником по имени Анри Брей. Он провел много времени в разных пещерах, детально изучая изображения, когда их фотографирование было затруднительно. Брей, опираясь на свои наблюдения и понимание этнографии, предположил, что эти изображения играли роль в "охотнической магии". Теория предполагает, что доисторические люди верили, что создание изображений своей добычи во время ритуалов могло обеспечить им успешную охоту. Это кажется логичным, учитывая, что выживание зависело от успешной охоты, но следует помнить, что мы знаем очень мало о жизни этих древних людей.
Например, изображение бизона с четкими черными линиями, выражающее энергию, с мехом на шее, словно встающим дыбом, и головой, радикально повернутой к нам, может символизировать взаимодействие или событие. Форма, нарисованная под брюшком бизона, может интерпретироваться как внутренние органы, выступающие из раны. Более грубо нарисованная форма, расположенная ниже и слева от бизона, может представлять гуманоидную фигуру с головой птицы. Рядом с ней есть тонкая линия, вероятно, изображающая еще одну птицу, а также стрела с зазубринами. В нижней части и слева видно частичное изображение носорога.
Интерпретаторы этого изображения часто сходятся в мнении, что между этими животными и человеческой фигурой с головой птицы произошло какое-то важное событие или взаимодействие, в котором бизон получил травму, возможно, от оружия или от рога носорога. Почему на человеке на изображении изображена голова птицы и почему форма птицы находится так близко к человеку, остается загадкой. Некоторые предполагают, что этот человек может быть шаманом, своего рода жрецом или целителем, который обладал способностями для общения с духами других миров. Несмотря на загадочность многих аспектов этого изображения, оно захватывает внимание и вызывает интерес к истории и культуре древних людей.
Сохранение для будущего изучения
Пещеры Ласко - это, безусловно, самые известные из всех пещер в этом регионе. В действительности, их популярность подвергла их серьезной угрозе. С 1940 по 1963 год количество посетителей и их воздействие на хрупкую экосистему пещеры, которая столетиями оберегала древние изображения, привели к закрытию пещеры для публики. В результате была создана точная реплика, известная как Lascaux II, расположенная всего в нескольких десятках метров от оригинальной пещеры. В настоящее время оригинальная пещера Ласко включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она требует постоянного ухода и мониторинга, чтобы сохранить ее для будущих поколений.
Множество загадок все еще окружает Ласко, но одна вещь известна наверняка: потребность человека в общении через изображения, независимо от цели, сохраняется с самых ранних времен.
Спасибо, что подписывайтесь на наш канал. Нам очень важно знать ваше мнение. Если у вас возникли вопросы, то не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы с удовольствием на них ответим