Найти в Дзене
NOIR

НКВД против Китайской мафии: Как в СССР боролись с мигрантами из поднебесной, которые к середие 20-х едва не подмяли под себя Владивосток

Китайские кварталы или Чайна-тауны стали массово появляться в городах за пределами Китая в середине XIX века. В мире шла активная индустриализация, нуждающаяся в дешёвой рабочей силе, и Китай стал её поставщиком. На чужбине китайские рабочие старались держаться вместе. А там где были рабочие, их предприимчивые соотечественники открывали магазинчики, а затем и развлекательные заведения. К самим же рабочим начали приезжать члены семей. В итоге во многих крупных городах и образовались этнические районы.

В нашей стране китайские кварталы появлялись преимущественно на Дальнем Востоке. Способствовала этому близость Китая к новым (на тот момент) российским городам. Появился такой райончик, прозванный горожанами Миллионкой, и во Владивостоке.
Возникла Миллионка вскоре после основания Владивостока (1860 г.). Уже в 1870 г. на Семеновском покосе (сейчас Набережная Спортивной гавани) вплотную друг к дружке жалось огромное количество традиционных китайских хижин, в которых обитали манзы (уссурийские китайцы, а также «трудовые мигранты» из Маньчжурии).
Город рос, а вместе с ним менялся и район, застраиваясь многоэтажными кирпичными домами. Однако изменение формы жилья жизнь в квартале не поменяло. Обитали здесь, по-прежнему, в основном китайцы. Как утверждает историк Галина Андреевна Сухачёва: «В 1910-1911 годах в Миллионке проживало 50000 человек, из которых треть были незарегистрированными нелегальными иммигрантами. И более 40000 не имели постоянного адреса» (журнал «Россия и АТР», № 1, 1993). Кстати, именно из-за огромного количества обитателей квартал и получил своё название.
Если снаружи дома китайского квартала выглядели более-менее пристойно, то внутренние дворы и постройки представляли собой настоящий лабиринт из лестниц, подвесных переходов, подвалов и подземных ходов. Ориентироваться там могли только сами жители. Говорят, что войдя в дом, расположенный на одной улице, выйти можно было на любой другой, расположенной в пределах Миллионки. При этом квартал был полностью автономен. Здесь работали свои магазинчики, лавочки, мастерские, харчевни. Ночью же распахивались двери заведений другого рода: питейных забегаловок, борделей, игорных домов и опиумных притонов. Ну а поскольку жила Миллионка по собственным законам, здесь ещё и процветала преступность.

-2

Разумеется, власти не были в восторге от наличия в городе неподконтрольных территорий, т.ч. бороться с Миллионкой начали ещё в царской России. Впрочем, безуспешно. Пришедшие к власти в 1920 г. большевики, решили пойти другим путём. Они открыли китайские школы, организовали кружки рабочей молодёжи, начали выпуск газет на китайском языке и даже создали театр. Однако китайская община стараний не оценила, продолжая жить традиционной жизнью.
Осознав тщетность своих попыток, новая власть начала «закручивать гайки». Уже в 1923 г. в Стране Советов были запрещены китайские национальные союзы, являвшиеся прикрытием для китайского купечества. В начале 1926 г. Наркомат иностранных дел, потребовал принять меры по укреплению границ «для прекращения притока китайцев». Параллельно были предприняты меры по усилению таможенного и налогового контроля, что стало причиной закрытия многих китайских магазинчиков. Шла активная борьба и с опиумными дельцами, благодаря чему к концу 20-х годов большая часть наркопритонов прекратила существование.
Всё это привело к значительному сокращению китайского населения Владивостока, которое с 1926 по 1932 гг. уменьшилось более чем в 2,5 раза (с 43,5 тыс. до 16,6 тыс. человек). Однако Миллионка всё равно продолжала оставаться серьёзной проблемой. Конечно, правоохранители пытались бороться с местной преступностью, устраивая облавы и обыски. Однако в их руки попадали или «мелкие сошки» или наёмные «зиц-председатели».

-3

В итоге властям не осталось ничего другого, как заняться принудительным расселением квартала. Причём решение было принято на самом высоком уровне – в Политбюро ЦК ВКП(б). В апреле 1936 г. вышло постановление о необходимости «ликвидировать «Миллионку» малыми порциями <…> в течение 4–5 месяцев». В качестве аргументов указывались: пожароопасность, антисанитария, аварийное состояние зданий. Уже в мае НКВД нагрянуло в первые два дома: на Батарейной, 2 и Пекинской, 5 (сейчас ул. Адмирала Фокина). Жильцы из них были просто выселены. Из следующих шести домов было выселено почти 1,5 тыс. только прописанных там китайцев, кроме которых там было обнаружено около 3 тыс. нелегалов.
Полная зачистка квартала закончилась к декабрю 1936 г. Причём проходил процесс не всегда мирно. Не обошлось без кровопролитий. Как утверждают некоторые историки, за время расселения Миллионки погибло около 1000 граждан китайской национальности. Правда, данные эти документально не подтверждаются. Напротив, после официальных протестов со стороны посольства Китая, 17 июня 1936 г. Политбюро выпустило предписание для сотрудников НКВД, в котором требовалось действовать «аккуратнее», а всем выселенным из Миллионки гражданам, находящимся в СССР на законных основаниях, предоставить жильё.

-4

Насколько аккуратными стали после этого чекисты – история умалчивает. Известно только, что большая часть жителей Миллионки, как минимум до 1938 г., оставалась проживать во Владивостоке. Только потом почти 11 тыс. китайцев были либо выдворены из Приморья в провинцию Синьдзян, либо переселены в Казахстан и внутренние районы Дальнего Востока.
Сам квартал, после выселения из него жильцов был приведён в относительный порядок, а помещения переданы в пользование различным организациям. В итоге часть Миллионки сохранилась до наших дней. Только это уже не китайский, а скорее туристический квартал, где проводятся экскурсии для гостей Владивостока, в том числе и приехавших из Китая.