Найти тему
Росатом Дзен

«Новый атомный эксперт». Последняя беспилотная миля

Беспилотная авиация — ​одна из актуальных технологических тем, причем не только в России. И самая сложная научная, техническая и рыночная задача в этой теме — ​массовизация использования дронов. Так что попробуем разобраться, куда и откуда дует рыночный (и технологический!) ветер и как с ним справляются наши зарубежные коллеги и конкуренты.


ВПК начинает и [пока] выигрывает
Победные реляции по поводу рыночных перспектив дронов то и дело раздаются примерно с начала 2010‑х. В качестве светлого гражданского будущего беспилотных авиасистем (БАС) называли, кажется, все отрасли, в которых применялись дроны: сельское хозяйство, строительство, инфраструктурные компании, медиа и пр. Между тем крупнейшим потребителем БАС остается ВПК: в 2022 году, по оценкам маркетингового агентства Valuates Reports, мировой спрос на военные беспилотники (в денежном выражении) был почти в два раза выше, чем на дроны для коммерческих применений.

И, к сожалению, ситуацию эту нельзя объяснить растущей геополитической напряженностью. Несмотря на почти повсеместный бум инвестиций в дроны в ковидных 2020 и 2021 годах, даже в США — ​с их самой высокой в мире степенью проникновения коммерческих дронов в экономику — ​больше половины заказов на БАС все еще генерирует армия. (Министерство обороны США заказывает беспилотники, как минимум, с середины 1990‑х годов; а в 2005 году была принята первая публичная дорожная карта развития военных беспилотников; с тех пор ничего не изменилось.)

Мировой рынок спроса на гражданские применения дронов по-прежнему сильно раздроблен: ­сколько-­нибудь заметные объемы заказов на сервисы генерируют только энергетический сектор (14 %), строительство, девелопмент (12 %) и сельское хозяйство (9 %); при этом объемы спроса и его структура серьезно разнятся от страны к стране — ​в зависимости от развитости отраслей-­потребителей, общей экономической ситуации, определяющей рентабельность использования дронов, регулирования и пр.

Ровно поэтому сегодня мнения о светлом рыночном будущем гражданских дронов расходятся почти так же сильно, как в начале 2010‑х: в качестве перспективных заказчиков дронов и сервисов с их использованием называют медиа (фото- и видеосъемку), строительство (мониторинг, доставку материалов и пр.), обеспечение безопасности (в первую очередь — ​правоохранительные органы), сервисы для «умного города».
И, конечно, логистику и доставку «последней мили» в e-commerce/онлайн-­ритейле — ​видимо, на фоне «бесчеловечного» бума ковидных времен.
Это, пожалуй, единственная сфера потенциального применения дронов, в оценках которой все более или менее сходятся: объемы электронной торговли будут расти и требовать развития доставки, в том числе на территории, удаленные от складов и распределительных центров; следовательно, у дронов есть шанс решить проблему «последней мили», а у ритейла — ​стать крупнейшим ­потребителем и самих дронов, и сервисов на их основе.

Полный материал читайте в «Новом атомном эксперте». https://clck.ru/35bjAV