Юлиан Семенович (настоящая фамилия по отцу Ляндрес) – автор феноменально популярных художественно-документальных детективов начиная с 1960-х, и заканчивая 1990-м годом. Пионер жанра журналистского расследования, все произведения писал после глубоких проработок архивов.
Строгую документалистику Юлиан Семенов захватывающе перемежал с художественными красками, что помогало иногда отбиваться от критиков, оспаривающих детали. Хотя соблюдение архивной точности в описании фактов у него было филигранным. Он был журналистом и публицистом, педагогом и сценаристом. В числе его первых произведений был «Дипломатический агент», написанный в Афганистане в 1959-м.
Его знаковые романы появились еще в 1960-х («Петровка, 38»,1963, «Майор Вихрь», 1967 и «Семнадцать мгновений весны», 1969). Продолжались в 1970-х «Бомбой для председателя» (1970) и «Бриллиантами для диктатуры пролетариата» (1971), «Огарева,6» в 1972-м и «Испанским вариантом» в 1973-м, популярным «ТАСС уполномочен заявить» (1979), и супер-интригующим вперемешку с фашистскими ужасами «Противостоянием» тоже в 1979 году.
В 1980-е автор не позволяет забыть «17 мгновений», и продолжает захватывающую серию романов о советском разведчике Максиме Исаеве (Штирлице). Появляются «Приказано выжить» (1982), многотомная «Экспансия» (1984), «Отчаяние» (1990). О полковнике МВД Костенко после «Петровки», «Огарева», и «Противостояния» он продолжает писать. В «Репортере» (1987) и «Тайне Кутузовского проспекта» (1990). После «ТАСС уполномочен» о полковнике КГБ Славине появляется «Межконтинентальный узел».
А еще он написал четырехтомник о Феликсе Дзержинском «Горение» с 1977 по 1987 годы.
Его герои имеют высокие государственные ранги, и соответствующие компетенции. Их играли самые известные кино-кумиры – Вячеслав Тихонов и Юрий Соломин, Родион Нахапетов и Василий Лановой, Олег Басилашвили. Их окружала целая плеяда знаменитостей кино. Все это сопровождается феерическим подбором архивных и исторических фактов. Этим его романы увлекают всех, от простых обывателей, до оперативных работников и крупных силовых чиновников, вплоть до руководителей государства. Он был вхож в высокие кабинеты, знаком с высокопоставленными и значимыми людьми в стране.
Надо отметить, что интерес к такой форме художественной документалистики сформировался у Юлиана Семенова под влиянием и на фоне деятельности отца и мамы. Отец начинал издательское дело в Советской России, а мать преподавала историю. Наверное, в доступе к тоннам архивных бумаг способствовали дружеские отношения с однокашником Юлиана по институту востоковедения Евгением Примаковым. Скорее всего, благородным знакомствам способствовало и происхождение его супруги – из рода Михалковых-Кончаловских.
Но важно, что профессионально как журналист и потом писатель, Юлиан Семенов работал со всеми передовыми и центральными изданиями СССР с 1955 года. К ним относились «Правда» и «Огонек», «Литературная газета» и «Комсомольская правда», «Москва» и «Смена». Причем, он работал корреспондентом этих изданий во многих странах Америки и Европы, Азии, в горячих точках, и даже на Северном полюсе на дрейфующей станции. Печатал произведения в издании «Знамя», в «Московском комсомольце» и «Молодой гвардии», «Юности». А его личное детище – газету «Совершенно секретно» (1989) читала вся страна. Трудно было найти человека, который не знал бы в СССР, и потом в СНГ, эту очень популярную газету.
Примечательно, что основная масса его произведений дошла в массы благодаря знаковым одноименным фильмам в 1960-1980 годах. С книгами были близко знакомы ценители творчества. Нужно отметить, что тогда популярные художественные произведения в массовых изданиях были дефицитными, как и джинсы с жвачкой (самое «ценное», как казалось, приобретение от запада), в отличие от многократных переизданий истории КПСС и трудов Ленина. Его книги массово стали доступными в конце 1980-х.
Теперь-то мы знаем, что стать обладателем дефицита в советское время и жить комфортно, было намного легче и интереснее, чем сейчас зарабатывать на пропитание (особенно на прославленном западе и в том числе на земле обетованной) все свое свободное и занятое время.
А в конце 1980-х и в 1990-м, когда глашатай перестройки Горбачев объявил гласность в угоду западу, на обывателя обрушились тонны макулатурных желтых изданий, ради жареных фактов и рекламной прибыли врущие в три короба. Но среди них книги Юлиана Семенова и его издание «Совершенно секретно» подтверждали кредо Юлиана Семенова – честность и настоящие факты, глубокий профессионализм.
Его жизнь и творчество познакомили жителей страны с массой интересных достоверных событий и подарили много неординарных образов. Еще Юлиан Семенов брал интервью у самых знаменитых и известных людей. Среди них можно было видеть танцовщика Сержа Лифаря, писателя Жоржа Сименона, генерала СС Карла Вольфа, сенатора Эдварда Кеннеди. Не зря он добился интервью в Испании с нацистским преступником Отто Скорцени (любимцем Гитлера) в 1974-м и бывшим рейхминистром Альбертом Шпеером.
В декабре 1976 года писателя и сценариста наградили Государственной премией РСФСР за создание многосерийного художественного фильма «Семнадцать мгновений весны». В 1978-м – премия КГБ СССР за успехи в литературе и искусстве. В 1982-м он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. Награждался орденами Дружбы народов (1981) и Октябрьской революции (1984).
Как рос будущий журналист-расследователь, его родители и окружение
Юлиан Семенович родился в 1931 году, 8 октября в Москве.
Отцом Семеном Александровичем Ляндресом (1907-1968), редактором и государственным деятелем, было основано издательское дело в СССР. Он работал с 1930-го по 1941-й в Наркомате тяжелой промышленности (сектор печати, начальник, потом помощник наркома Серго Орджоникидзе). С 1934-го, читая лекции красной профессуре, был знаком с Николаем Бухариным (тот был тогда главный редактор «Известий»). В 1941-1942 годы отец зам. отв. редактора в «Известиях». Кратковременно был под арестом, потом в 1942-1943 годах он зам. председателя в Объединении книжно-журнальных издательств ОГИЗе.
В течение 1944-1945 годов Семен Александрович был уполномоченным в Государственном комитете обороны (ГКО) по 1-му Украинскому и 1-му Белорусскому фронтам. Комплектовал в партизанские отряды походные портативные типографии, которые сам разработал. Награжден орденами и медалями, был контужен. В 1946-м создавал издательство, которое открывала Советская военная администрация в Германии. Ляндрес инициировал и создавал Издательство иностранной литературы, был заместителем директора, с 1946 по 1949 годы главный редактор.
Позже, в 1952-м, отца репрессируют за поддержку троцкистского диверсанта Бухарина. Ему повезет, его в 1954-м освободят после смерти Сталина как жертву режима. Но у него тогда уже был поврежденный позвоночник. С 1955 по 1958 год он зам. директора в Гослитиздате, входит в комиссию литературного наследия М.А, Булгакова, помогает посмертно издать его «Мастера и Маргариту» с другими произведениями. До самой смерти Семен Александрович занимался издательским делом, а в 1963-1968 годы консультант в секретариате Союза писателей СССР.
Мама Галина Николаевна, урожденная Ноздрина, учила школьников истории.
Один из двух братьев отца, Илья Александрович Ляндрес (1905-1976) был полковником, начальником отдела в МУРе, и командовал дивизионом, охранявшим Московский метрополитен. Это тоже наложило непосредственное влияние на тематику Юлиана Семенова.
Когда началась Великая Отечественная война, была эвакуация с мамой в Энгельс. А в 1948-м Юлиан становится студентом Московского института востоковедения. Когда арестовали отца, его отчислили из института (был на последнем курсе) в 1952-м, исключив и из комсомола. Когда умер Сталин и освободился отец, Юлиана восстановили. Оканчивал институт в 1954-м на ближневосточном факультете. В институте овладел редкими языками пушту и дари. Позже преподавал пушту в МГУ, учась там в то же время на историческом факультете.
Дружил с института с Евгением Примаковым (1929-2015), который позже возглавлял МИД РФ (1996-1998) и Правительство РФ (1998-1999), а до этого был директором СВР РФ (1991-1996), и еще раньше Председателем Союза в Верховном Совете СССР (1989-1990). Примаков был доктором экономических наук (1969), профессором, академиком АН СССР с 1979-го. Известен разворотом самолета над Атлантикой, отменив официальный визит в ранге премьер-министра РФ в США, в знак протеста против начала бомбардировок НАТО в Югославии (24.03.1999).
Семья
Женился Юлиан Семенович с Екатериной Сергеевной, в девичестве Михалковой-Кончаловской (1931-2019), падчерице С.В. Михалкова, дочери Н.П. Кончаловской по первому браку. Их старшая дочь Дарья Семенова (1958) стала художницей, окончив художественное училище, и художественный институт в Москве. В ее браке с дизайнером и телеведущим А.Д. Бегаком (1960-2022) рождены два внука – Максим (1987-2011) и Филипп (1993), занимающийся агробизнесом.
Младшая дочь писателя Ольга Семенова (1967) стала журналисткой, написала книгу «Юлиан Семенов» в серии ЖЗЛ (2006,2011). Сыграла журналистку Киру Королеву в «Противостоянии». Вышла замуж за Н. Брайди – французского гражданина с ливанским происхождением. В браке они родили внучку Алису Брайди (1990) и внука Юлиана Брайди (1995).
Работа
Юлиан Семенович начал публиковать статьи в 1955 году. Это были «Огонек», «Правда», «Литературная газета» и «Комсомольская правда», «Смена». Входил в редколлегию журнала «Москва» (1962-1967), где размещал в том числе свои произведения. За 1960-1970 годы побывал в десятках стран корреспондентом этих изданий.
С конца 1970-х и по начало 1980-х он собкор «Литературной газеты» в Бонне, ФРГ. Был секретарем Союза писателей СССР.
В составе экспедиций и корреспондентом посещал тигриную охоту в тайге, полярную станцию, строительство БАМа.
В 1989-м он стал первым в СССР частным издателем, учредив газету-бюллетень «Совершенно секретно». Интересно, что в этом издании у него была символическая зарплата 1 рубль в год. Об отсутствии в нем сребролюбия рассказывала Ольга Семенова.
Начав с нуля, издание достигло тиражей в 12 миллионов экземпляров. Исторически оно стало первым независимым негосударственным СМИ в СССР. Но после смерти автора, а потом его последователя и соратника Артема Боровика, по словам Ольги, издание превратилось в бульварное чтиво.
Еще Юлиан Семенов помогал репатрианту Эдуарду Лимонову возвращаться вместе с произведениями в СССР.
Творчество и расследования
Юлиан Семенов написал 89 книг, по ним созданы более 20 кинолент, многосерийные фильмы и сериалы. Все произведения и статьи он создавал, или непосредственно становясь участником событий, или досконально изучая вопрос в архивах. Основной тематикой его детективов были события войны, достижения СССР, работа МВД и КГБ СССР.
Например, чтобы написать «Петровку,38» и «Огарева, 6», автор устраивался на должность стажера в Московском уголовном розыске.
А вот «Семнадцать мгновений весны» – это следствие фундаментальной проработки архивных данных. Вышедшие по его мотивам 12 серий художественного телефильма в 1973 году приковали к экранам всю страну, пересматривались десятки раз. Он стал советской классикой. Музыка, созвездие актеров, описание исторических событий из логова врага. Созвездие актеров – Тихонов и Броневой, Табаков и Визбор, Плятт и Евстигнеев, Лановой. Обе премии – Государственная и КГБ, получены именно за него. Образ советского разведчика Максима Исаева (Вячеслав Тихонов), внедренного в образ штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица, стал одновременно нарицательным и всенародно любимым.
Несмотря на популярность всех его фильмов и сериалов, начиная с «Майора Вихря», «Петровки» и «Огарева», к такому уровню всенародного интереса и популярности, как «Мгновения», приближалось только интригующее «Противостояние». Шестисерийный телевизионный художественный фильм студии «Ленфильм» 1985 года связывает два временных пласта – Великой Отечественной войны и времени 1980-х.
Через них проходит предатель-диверсант и преступник Кротов, присвоивший себе биографию убитого им советского морпеха, растворяется в советской мирной послевоенной действительности. Весь тот клубок его преступной жизни распутывает полковник милиции Костенко (Олег Басилашвили).
Интеллектуальные, рассчитанные на думающего зрителя и читателя, его произведения сейчас несравнимы с массой современной продукции кино и печати. Показывают пример профессионализма и таланта не только в жанре, но и вообще в кино и прозе.
Уход из жизни
Юлиан Семенович умер от инсульта 5 сентября 1993 года в Мухалатке в Крыму (там находилась Госдача времен УССР). Дочь Ольга и режиссер Б. Григорьев предполагали, что писателя устранили. Хоронила прах Семенова на Новодевичьем кладбище после кремации самостоятельно дочь Дарья. Перед этим долго ждала выделения места на захоронение.
Память
Ольга Юлиановна Семенова инициировала создание культурного фонда Юлиана Семенова – чтобы сохранить и распространять культурное наследие, которое оставил русский советский писатель Юлиан Семенов. Фонд активно занимается благотворительностью, распространяет издания писателя в странах СНГ. Организовал экспозицию в мемориальном Доме-музее Юлиана Семенова- поселок Олива, в Верхней Мухалатке под Форосом, Крым.
В Ялте в 2012 году открыт памятник писателю. В московском Солнцево названа в его честь улица. По стране открыты мемориальные доски в местах пребывания писателя.
Как важно хранить память рода, а также историческую память
Сохранять для потомков свою родословную, ценные данные, информацию и документы, фото, аудио- и видеозаписи помогает крупнейший портал в сети Код Памяти – он сохранит самые ценные и дорогие данные о близких и памятных местах.
С помощью страниц памяти сохраняется вся информация об ушедших родных и близких, сохраняя память потомкам о предках.
Семейное древо - сервис, который позволяет сохранить родословную в виде генеалогического древа.