Найти тему
Код Памяти

Юлиан Семёнов. Создатель Штирлица и газеты «Совершенно секретно»

Юлиан Семенович (настоящая фамилия по отцу Ляндрес) – автор феноменально популярных художественно-документальных детективов начиная с 1960-х, и заканчивая 1990-м годом. Пионер жанра журналистского расследования, все произведения писал после глубоких проработок архивов.

Строгую документалистику Юлиан Семенов захватывающе перемежал с художественными красками, что помогало иногда отбиваться от критиков, оспаривающих детали. Хотя соблюдение архивной точности в описании фактов у него было филигранным. Он был журналистом и публицистом, педагогом и сценаристом. В числе его первых произведений был «Дипломатический агент», написанный в Афганистане в 1959-м.

Его знаковые романы появились еще в 1960-х («Петровка, 38»,1963, «Майор Вихрь», 1967 и «Семнадцать мгновений весны», 1969). Продолжались в 1970-х «Бомбой для председателя» (1970) и «Бриллиантами для диктатуры пролетариата» (1971), «Огарева,6» в 1972-м и «Испанским вариантом» в 1973-м, популярным «ТАСС уполномочен заявить» (1979), и супер-интригующим вперемешку с фашистскими ужасами «Противостоянием» тоже в 1979 году.

В 1980-е автор не позволяет забыть «17 мгновений», и продолжает захватывающую серию романов о советском разведчике Максиме Исаеве (Штирлице). Появляются «Приказано выжить» (1982), многотомная «Экспансия» (1984), «Отчаяние» (1990). О полковнике МВД Костенко после «Петровки», «Огарева», и «Противостояния» он продолжает писать. В «Репортере» (1987) и «Тайне Кутузовского проспекта» (1990). После «ТАСС уполномочен» о полковнике КГБ Славине появляется «Межконтинентальный узел».

А еще он написал четырехтомник о Феликсе Дзержинском «Горение» с 1977 по 1987 годы.

Его герои имеют высокие государственные ранги, и соответствующие компетенции. Их играли самые известные кино-кумиры – Вячеслав Тихонов и Юрий Соломин, Родион Нахапетов и Василий Лановой, Олег Басилашвили. Их окружала целая плеяда знаменитостей кино. Все это сопровождается феерическим подбором архивных и исторических фактов. Этим его романы увлекают всех, от простых обывателей, до оперативных работников и крупных силовых чиновников, вплоть до руководителей государства. Он был вхож в высокие кабинеты, знаком с высокопоставленными и значимыми людьми в стране.

Надо отметить, что интерес к такой форме художественной документалистики сформировался у Юлиана Семенова под влиянием и на фоне деятельности отца и мамы. Отец начинал издательское дело в Советской России, а мать преподавала историю. Наверное, в доступе к тоннам архивных бумаг  способствовали дружеские отношения  с однокашником Юлиана по институту востоковедения Евгением Примаковым.  Скорее всего, благородным знакомствам способствовало и происхождение его супруги – из рода Михалковых-Кончаловских.

Но важно, что профессионально как журналист и потом писатель, Юлиан Семенов работал со всеми передовыми и  центральными изданиями СССР с 1955 года. К ним относились «Правда» и «Огонек», «Литературная газета» и «Комсомольская правда», «Москва» и «Смена». Причем, он работал корреспондентом этих изданий во многих странах Америки и Европы, Азии, в горячих точках, и даже на Северном полюсе на дрейфующей станции. Печатал произведения в издании «Знамя», в «Московском комсомольце» и «Молодой гвардии», «Юности». А его личное детище – газету «Совершенно секретно» (1989) читала вся страна. Трудно было найти человека, который не знал бы в СССР, и потом в СНГ, эту очень популярную газету.

Примечательно, что основная масса его произведений дошла в массы благодаря знаковым одноименным фильмам в 1960-1980 годах. С книгами были близко знакомы ценители творчества. Нужно отметить, что тогда популярные художественные произведения в массовых изданиях были дефицитными, как и джинсы с жвачкой (самое «ценное», как казалось, приобретение от запада), в отличие от многократных переизданий истории КПСС и трудов Ленина. Его книги массово стали доступными в конце 1980-х.

Теперь-то мы знаем, что стать обладателем дефицита в советское время и жить комфортно, было намного легче и интереснее, чем сейчас зарабатывать на пропитание (особенно на прославленном западе и в том числе на земле обетованной) все свое свободное и занятое время.

А в конце 1980-х и в 1990-м, когда глашатай перестройки Горбачев объявил гласность в угоду западу, на обывателя обрушились тонны макулатурных желтых изданий, ради жареных фактов и рекламной прибыли врущие в три короба. Но среди них книги Юлиана Семенова и его издание «Совершенно секретно» подтверждали кредо Юлиана Семенова – честность и настоящие факты, глубокий профессионализм.

Его жизнь и творчество познакомили жителей страны с массой интересных достоверных событий и подарили много неординарных образов. Еще Юлиан Семенов брал интервью у самых знаменитых и известных людей. Среди них можно было видеть танцовщика Сержа Лифаря, писателя Жоржа Сименона, генерала СС Карла Вольфа, сенатора Эдварда Кеннеди. Не зря он добился интервью в Испании с нацистским преступником Отто Скорцени (любимцем Гитлера) в 1974-м и бывшим рейхминистром Альбертом Шпеером.

В декабре 1976 года писателя и сценариста наградили Государственной премией РСФСР  за создание многосерийного художественного фильма «Семнадцать мгновений весны». В 1978-м – премия КГБ СССР за успехи в литературе и искусстве. В 1982-м он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. Награждался орденами Дружбы народов (1981) и Октябрьской революции (1984).

-2

Как рос будущий журналист-расследователь, его родители и окружение

Юлиан Семенович родился в 1931 году, 8 октября в Москве.

Отцом Семеном Александровичем Ляндресом (1907-1968), редактором и государственным деятелем, было основано издательское дело в СССР. Он работал с 1930-го по 1941-й  в Наркомате тяжелой промышленности (сектор печати, начальник, потом помощник наркома Серго Орджоникидзе). С 1934-го, читая лекции красной профессуре, был знаком с Николаем Бухариным (тот был тогда главный редактор «Известий»). В 1941-1942 годы отец зам. отв. редактора в «Известиях». Кратковременно был под арестом, потом в 1942-1943 годах он зам. председателя в Объединении книжно-журнальных издательств ОГИЗе.

В течение 1944-1945 годов Семен Александрович был уполномоченным в Государственном комитете обороны (ГКО) по 1-му Украинскому и 1-му Белорусскому фронтам. Комплектовал в партизанские отряды походные портативные типографии, которые сам разработал. Награжден орденами и медалями, был контужен. В 1946-м создавал издательство, которое открывала Советская военная администрация в Германии. Ляндрес  инициировал и создавал Издательство иностранной литературы, был заместителем директора, с 1946 по 1949 годы главный редактор.

Позже, в 1952-м, отца репрессируют за поддержку троцкистского диверсанта Бухарина. Ему повезет, его в 1954-м освободят после смерти Сталина как жертву режима. Но у него тогда уже был поврежденный позвоночник. С 1955 по 1958 год он зам. директора в Гослитиздате, входит в комиссию литературного наследия М.А, Булгакова, помогает посмертно издать его «Мастера и Маргариту» с другими произведениями. До самой смерти Семен Александрович занимался издательским делом, а в 1963-1968 годы консультант в секретариате Союза писателей СССР.

Мама Галина Николаевна, урожденная Ноздрина, учила школьников истории.

Один из двух братьев отца, Илья Александрович Ляндрес (1905-1976)  был полковником, начальником отдела в МУРе, и командовал дивизионом, охранявшим Московский метрополитен. Это тоже наложило непосредственное влияние на тематику Юлиана Семенова.

Когда началась Великая Отечественная война, была эвакуация с мамой в Энгельс. А в 1948-м Юлиан становится студентом Московского института востоковедения. Когда арестовали отца, его отчислили из института (был на последнем курсе) в 1952-м, исключив и из комсомола. Когда умер Сталин и освободился отец, Юлиана восстановили. Оканчивал институт  в 1954-м на ближневосточном факультете. В институте овладел редкими языками пушту и дари. Позже преподавал пушту в МГУ, учась там в то же время на историческом факультете.

Дружил с института с Евгением Примаковым (1929-2015), который позже возглавлял МИД РФ (1996-1998) и Правительство РФ (1998-1999), а до этого был директором СВР РФ  (1991-1996), и еще раньше Председателем Союза в Верховном Совете СССР (1989-1990). Примаков был доктором экономических наук (1969), профессором, академиком АН СССР с 1979-го. Известен разворотом самолета над Атлантикой, отменив официальный визит в ранге премьер-министра РФ в США, в знак протеста против начала бомбардировок НАТО в Югославии (24.03.1999).

Семья

Женился Юлиан Семенович с Екатериной Сергеевной, в девичестве Михалковой-Кончаловской (1931-2019), падчерице С.В. Михалкова, дочери Н.П. Кончаловской по первому браку. Их старшая дочь Дарья Семенова (1958) стала художницей, окончив художественное училище, и художественный институт в Москве. В ее браке с дизайнером и телеведущим А.Д. Бегаком (1960-2022) рождены два внука – Максим (1987-2011) и Филипп (1993), занимающийся агробизнесом.

Младшая дочь писателя Ольга Семенова (1967) стала журналисткой, написала книгу «Юлиан Семенов» в серии ЖЗЛ (2006,2011). Сыграла журналистку Киру Королеву в «Противостоянии». Вышла замуж за Н. Брайди – французского гражданина с ливанским происхождением. В браке они родили внучку Алису Брайди (1990) и внука Юлиана Брайди (1995).

Работа

Юлиан Семенович начал публиковать статьи в 1955 году. Это были «Огонек», «Правда», «Литературная газета» и «Комсомольская правда», «Смена». Входил в редколлегию журнала «Москва» (1962-1967), где размещал в том числе  свои произведения. За 1960-1970 годы побывал в десятках стран корреспондентом этих изданий.

С конца 1970-х и по начало 1980-х он собкор «Литературной газеты» в Бонне, ФРГ. Был секретарем Союза писателей СССР.

В составе экспедиций и корреспондентом посещал тигриную охоту в тайге, полярную станцию, строительство БАМа.

В 1989-м он стал первым в СССР частным издателем, учредив газету-бюллетень «Совершенно секретно». Интересно, что в этом издании у него была символическая зарплата 1 рубль в год. Об отсутствии в нем сребролюбия рассказывала Ольга Семенова.

Начав с нуля, издание достигло тиражей в 12 миллионов экземпляров. Исторически оно стало первым независимым негосударственным СМИ в СССР. Но после смерти автора, а потом его последователя и соратника Артема Боровика, по словам Ольги, издание превратилось в бульварное чтиво.

Еще Юлиан Семенов помогал репатрианту Эдуарду Лимонову возвращаться вместе с произведениями в СССР.

Творчество и расследования

Юлиан Семенов написал 89 книг, по ним созданы более 20 кинолент, многосерийные фильмы и сериалы. Все произведения и статьи он создавал, или  непосредственно становясь участником событий, или досконально изучая вопрос в архивах. Основной тематикой его детективов были события войны, достижения СССР, работа МВД и КГБ СССР.

Например, чтобы написать «Петровку,38» и «Огарева, 6», автор устраивался на должность стажера в Московском уголовном розыске.

А вот «Семнадцать мгновений весны» – это следствие фундаментальной проработки архивных данных. Вышедшие по его мотивам 12 серий художественного телефильма в 1973 году приковали к экранам всю страну, пересматривались десятки раз. Он стал советской классикой. Музыка, созвездие актеров, описание исторических событий из логова врага. Созвездие актеров – Тихонов и Броневой, Табаков и Визбор, Плятт и Евстигнеев, Лановой. Обе премии – Государственная и КГБ, получены именно за него. Образ советского разведчика Максима Исаева (Вячеслав Тихонов), внедренного в образ штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица, стал одновременно нарицательным и всенародно любимым.

Несмотря на популярность всех его фильмов и сериалов, начиная с «Майора Вихря», «Петровки» и «Огарева», к такому уровню всенародного интереса и популярности, как «Мгновения», приближалось только интригующее «Противостояние». Шестисерийный телевизионный художественный фильм студии «Ленфильм» 1985 года связывает два временных пласта – Великой Отечественной войны и времени 1980-х.

Через них проходит предатель-диверсант и преступник Кротов, присвоивший себе биографию убитого им советского морпеха, растворяется в советской мирной послевоенной действительности. Весь тот клубок его преступной жизни распутывает полковник милиции Костенко (Олег Басилашвили).

Интеллектуальные, рассчитанные на думающего зрителя и читателя, его произведения сейчас несравнимы с массой современной продукции кино и печати. Показывают пример профессионализма и таланта не только в жанре, но и вообще в кино и прозе.

Уход из жизни

Юлиан Семенович умер от инсульта 5 сентября 1993 года в Мухалатке в Крыму (там находилась Госдача времен УССР). Дочь Ольга и режиссер Б. Григорьев предполагали, что писателя устранили. Хоронила прах Семенова на Новодевичьем кладбище после кремации самостоятельно дочь Дарья. Перед этим долго ждала выделения места на захоронение.

-3

Память

Ольга Юлиановна  Семенова инициировала создание культурного фонда Юлиана Семенова – чтобы сохранить и распространять культурное наследие, которое оставил русский советский писатель Юлиан Семенов. Фонд активно занимается благотворительностью, распространяет издания писателя в странах СНГ. Организовал экспозицию в мемориальном Доме-музее Юлиана Семенова- поселок Олива, в Верхней Мухалатке под Форосом, Крым.

В Ялте в 2012 году открыт памятник писателю. В московском Солнцево названа в его честь улица. По стране открыты мемориальные доски в местах пребывания писателя.

Как важно хранить память рода, а также историческую память

Сохранять для потомков свою родословную, ценные данные, информацию и документы, фото, аудио- и видеозаписи помогает крупнейший портал в сети Код Памяти – он сохранит самые ценные и дорогие данные о близких и памятных местах.

С помощью страниц памяти сохраняется вся информация об ушедших родных и близких, сохраняя память потомкам о предках.

Семейное древо - сервис, который позволяет сохранить родословную в виде генеалогического древа.

Фэнтези
6588 интересуются