Найти тему

Фотограф не отдает исходники. Почему?

Оглавление
Фото из интернета с сайта https://photoby.ru
Фото из интернета с сайта https://photoby.ru

Сегодня поговорим о том, почему далеко не все фотографы готовы отдать "исходники" фотографий, а также обсудим, когда заказчик имеет право их требовать и как их получить.

Что такое "исходники" фотографий? Это кадры, снятые в RAW-формате, ни больше, ни меньше. Некоторые фотографы лукавят, предлагая клиентам-скандалистам в качестве исходников JPEG-файлы. Но, говоря об исходниках, профессионалы имеют в виду именно сырой файл, со всеми вшитыми туда настройками. Но давайте начнем с самого начала.

Не все клиенты или заказчики знают, что профессиональные камеры снимают в двух форматах: RAW и JPEG

-2

И если JPEG - это уже практически обработанный фотоаппаратом кадр, уменьшенный и сжатый, то RAW - это сырой файл, та самая непроявленная фотопленка, фотографию с которой еще нужно получить в лаборатории.

Такой лабораторией является фоторедактор Фотошоп или Лайтрум, например. И только после "проявки" правильной экспозиции (яркости) снимка, насыщенности и добавления резкости, RAW-файл становится фотографий в полном смысле этого слова.

Почему фотограф отказывается отдавать исходники?

Причин тут несколько. И самая очевидная та, что любая фотография, сделанная им - это его авторское право.

Авторское право присваивается фотографу в момент нажатия им кнопки "Спуск" на фотокамере и отнять это право никак и никогда нельзя. Подробнее об авторских правах на интеллектуальную собственность можно узнать из ст. 1228 ГК РФ.

А вот сам исходник, вернее его наличие у фотографа, доказывает его авторское право.

Нельзя, покупая картинку у художника, потребовать и эскиз уже готовой работы. Кроме случаев, когда заказчик заранее оговорил эту услугу и оплатил ее отдельно от стоимости готовой картины.

Следующая причина, по которой фотограф не отдает исходники - это его репутация. Когда клиент заказывает фотосессию свадьбы или мероприятия, то он покупает готовый продукт - обработанную фотографию. Требовать исходники он не имеет права, если это не один из тех случаев, о которых будет сказано дальше.

При выборе фотографа заказчик знакомится с портфолио фотографа, отмечает его стиль обработки, и прикидывает, как будет он сам смотреться в этом стиле. Если его все устраивает, то он начинает вести переговоры с фотографом и обсуждать все нюансы и детали, вносить какие-либо изменения, договариваться о цене и сроках. Очень важно позаботиться о том, чтобы все эти пункты были отражены в договоре на оказание услуги!

Как обычно это происходит на практике? Фотограф отбирает самые лучшие кадры для обработки и работает уже с ними. Не со всей кучей из 500 или 1000 исходников, а только с теми, которые есть смысл обрабатывать.

Что понимается под лучшими кадрами? Это не только удачные позы и лучшие ракурсы, которые не искажают пропорции тела, но и запас информации на сыром файле, из которой фотографу нужно будет вытянуть все детали и красоту.

Многие клиенты, к сожалению, считают, что если нанимают человека с профессиональной камерой, то абсолютно все кадры должны быть крутыми. Но это не так. Во время съёмки, особенно динамичной (репортажной, детской, свадебной) ситуация все время меняется и фотограф не всегда успевает менять настройки фотоаппарата, потому что боится пропустить нужный момент. Так получается брак: пересвеченные, слишком темные или нерезкие кадры. И количество такого брака может достигать 10-25 % от общего числа фотографий! Это нормальный рабочий момент.

Однако, если заказчику вдруг не понравились готовые фотографии, он начинает требовать исходники. Кто-то считает, что сможет лучше их обработать, накинув парочку любимых фильтров. А кто-то верит, что исходник гораздо лучше обработанной фотографии. Это не так.

Сырые файлы сильно разочаруют клиента, ведь они серые и не красочные. Это полуфабрикат. Эскиз. И если фотограф не отобрал ту самую фотографию, которую так ждал заказчик, считая, что только на ней он получился лучше всего, то значит у фотографа была на это причина. Возможно, именно она получилась неудачной с технической точки зрения: пересвеченная или смазанная. А значит "вытащить" что-либо из нее не получится.

Ни один уважающий себя фотограф, у которого уже есть свой стиль обработки, не позволит обрабатывать свои исходники постороннему человеку. Тем более ему будет неприятно, если его фотографии без обработки или в чужой обработке окажутся в сети на всеобщем обозрении. Об авторе судят по конечному результату, а не по исходникам или наличию профессиональной дорогой камеры!

Как получить исходники у фотографа?

Получить исходные сырые файлы можно в том случае, если вы заранее об этом позаботились и прописали это в договоре письменно.

Других способов сделать это не существует. Никакой суд не отдаст клиенту авторское право фотографа на продукт.

Увы, по незнанию, заказчики считают, что раз они платят, то они и хозяева фотографий. Нет. Фотограф передает заказчику (клиенту или модели) права на использование его (фотографа) фотографий в личных целях. Ни в коем случае не в коммерческих!

То есть клиент не вправе продать эти фотографии журналу или сайту, без разрешения фотографа-автора. А вот на каких условиях фотограф согласится - это уже отдельный вопрос. Возможно он захочет получить процент от прибыли с продажи этих фотографий, а может быть и вовсе откажется. Ведь тот факт, что на фотографиях позирует клиент, не делает его соавтором или хозяином фотографии. Автор тот, кто сотворил эту фотографию.

Максимум, что может потребовать клиент у фотографа - это не размещать фотографии с его изображением в открытый доступ без его согласия. Это тоже очень важный момент при заключении договора, который нужно учитывать при подготовке к фотосессии. Так что клиентам стоит внимательно читать условия договора и внести соответствующую поправку в него до его подписания.

Иногда право размещать фотографии в сети в целях рекламы своих услуг прописаны прямо на стене страницы или сайте фотографа. И если заказчик сразу же не обратил на это внимание, то потом он не сможет потребовать от фотографа убрать фотографии со своим изображением из интернета.

Вообще, фотографу лучше самому сразу же обсуждать все эти моменты с клиентами при подписании договора. Не стоит дожидаться неприятного момента, когда клиент, чем-то недовольный, начнет требовать исходники.

Лучше сразу же предупредить заказчика, что исходники вы не отдаете или отдаете за отдельную плату и на таких-то условиях. Также не лишним будет брать письменное согласие на использование фотографий с фотосессии в рекламных целях. Если же у фотографа это прописано на сайте, то следует обратить внимание клиента на эту строку. Доброе имя дороже рекламы, поверьте.