Палермо не впечатлил, думал за 30 лет, что я там не был, измениться в лучшую сторону, но не изменился. Все тот же розовый замок на скале, тот же порт, те же улицы и дома в историческом центре и городской базар на том же месте. Хотя говорят «постоянство – признак класса». Экскурсий на судне не организовывали, какие экскурсии, если под кормой выход из порта и остановка городских экскурсионных автобусов City Travel bus.
Семья и семейные друзья живенько собрались и умотались после раннего завтрака. Мы с женой не торопились, пропустили вперед себя неорганизованную толпу разноязыких пассажиров нашего и соседних круизных судов и чинно отправились к остановке прокатиться с кондиционером и аудиогидом, поглазеть на невиданные ранее красоты и чудеса. Но не тут-то было!
С борта, за портовыми постройками не видать остановки и скопившейся там толпы. Решили дойти до следующей остановки. На следующей та же картина и битва между американской и немецкой «делегациями» за то, кто первый в очереди и первый войдет. Смотреть окончание баталии не стали, не стали выяснять какая очередь к точке входа в автобусную дверь слева или справа главнее. Стало припекать. Воды с собой не взяли, понадеялись на кондиционер в автобусе. Побрели к третьей остановке. Дошли, очередь стояла, но была адекватного размера и внушала надежду попасть-таки в вожделенный автобус через час.
Солнце стало припекать веселее. В рядом расположенном баре радостно собирали «в житницы». Очередь бегала в бар то попить, то пописать. Час провели в слабо движущейся очереди, наконец попали внутрь пышущего жаром «железного коня». Кондиционер работал, водой запаслись. Вставили в уши по 2 евро и поехали, вертя головами по сторонам. Шофер торопился сделать больше кругов. Больше кругов - больше денег, по-нашему, по-итальянски, поэтому аудиогид опаздывал с комментариями.
Рассказ не совпадал с увиденным, отчаялись совместить увиденное и услышанное взяли и сошли у базара, посмотреть на местные морепродукты и попробовать их на зуб, запивая местным домашним белым primitivo. Морепродукт поднял настроение и сподвиг на прогулку по историческому центру. Чисто, пусто, праздношатающиеся туристы со стоящих в порту круизников, забитые кафе и траттории, запах пиццы, мяса, рыбы, специй, шумные разговоры за столами и столиками. Покой и отдохновение души.
И тут, на следующем перекрёстке, вещественное напоминание про лихие семидесятые, восьмидесятые, девяностые и далее по списку. Комиссар Катани, сериал Спрут во всей своей красе. Почему не вспомнил про 60-е? Тогда Мафия была органично встроена в местную власть, как и предыдущие 150 лет. Стал вертеть головой искать зловещие внешние признаки присутствия – не увидел. Неужели простят такую обиду горячие итальянские беспредельщики?
Передвижная акция протеста против убийства четырех местных адвокатов. Причины не названы, кто убил не написано, сплошные намеки. Рано комиссар вышел на пенсию.
На следующей площади встретились с внуком, скучавшим с родителями на пешеходной прогулке. Хотел остаться на борту и скакать в аквапарке – не пустили, хотя малец занял четвертое место на всекипрских соревнованиях по плаванию среди плывунов своего возраста. Семья и компания, радостно подхватив нас под белые руки повели отведать местных мидий с местным томато-чесночно-масляно-пестовым соусом. Милостиво согласились отведать. На морепродукты у нас центры насыщения не работают.
Солнце спряталось за крыши исторических домов, время перевалило за 17 часов. Надо двигаться на судно, в 18 отход, да и стемнеет скоро, небось и мафия оживится и начнет выходить из подворотен с кистенями и обрезами. Попасть на судно можно только через терминал морвокзала. Пассажирский причал отгорожен забором и карабинерами, строго отгонявшими подошедших ближе трех шагов.
У рамок с охранниками и таможенниками внутри терминала задержался и несколько минут, наслаждался картиной отъема бутылок виски, вина, просеки у экономных англичан, намеревавшихся сэкономить на судовом спиртном. Англичанцы попискивали, пытались выражать протест, но негромко и без скандала. Бутылки в конце концов отдавали в загребущие руки местной охраны, помогавшей судовым секьюрити. Я стоял и ждал. Ну может хоть один, найдется среди них мужик (или англичанка, которая гадит), откроет пузырь перед тем, как отдать или бросить в пластиковую урну, и выдует бутылку из горла, хоть половину, хоть сто грамм! Нет, не нашлось мужика, одни родители номер 2.
Поднялись на борт, и… пошли ужинать. Чего же добру пропадать коль за все уплачено. Повезло. На ужин жареный сибас и салат из креветок. Остались «в тренде», но весь вечер, перед сном, пришлось гулять по верхним палубам, чередовать быструю ходьбу с остановками в барах, чтоб нормально уснуть после неумеренно съеденного. Идем на Ибицу через половину Средиземного моря, вдоль Алжирских берегов. Посмотрим, что за Ибица.