Найти тему
Кин-дзен-дзен

Девочка Нина и похитители пианино. (2022 г.)

Кадр из фильма "Девочка Нина и похитители пианино".
Кадр из фильма "Девочка Нина и похитители пианино".

Нина, девочка активная и жизнерадостная, решает научиться игре на пианино. Мама, сбившаяся со счета увлечениям дочери, недолго протестует, ровно до тех пор, пока из под пальцев Нины и клавиш пианино не разлилась прекрасная музыка. И все шло замечательно на радость соседям и прохожим, пока в дом не пришёл настройщик и не опознал в инструменте "тот самый!".

Режиссёр Шаляпин пока молодой в профессии человек. За плечами полтора полных метра. Но продюссировал картину Алексей Ефимович Учитель, талантливый и опытный кинодеятель, снявший Вора с Машковым и Космос как предчувствие с Мироновым. Тут можно было надеяться как минимум на его зоркий глаз и крепкое чутье на материал. 

Чувствуется,что сценарий проходил через умелые руки продюсера, он как будто решил потосковать по собственному советскому детству. Для этого, наверное, обезличили любые идентификаторы современности и нашей страны. Телефоны необычные или раритетные, автомобили подстать неизвестности, как и одежда героев. Сделано это для максимальной отстраненности и опознавания эпохи, момента когда снимали кино и придания особой загадочности, магического ракурса взгляду зрителя.

Кадр из фильма "Девочка Нина и похитители пианино".
Кадр из фильма "Девочка Нина и похитители пианино".

Такой, обезличивающий, подход часто служит положительную роль для фильмов для детей. Отсутствие привычных вещей в кадре, событий и ярлыков, концентрирует внимание на главном, не отвлекает на знакомые безделицы. Но здесь приём не сработал. В стремлении стереть лицо времени и места, создатели позабыли сохранить кинематографичность, а именно меткие диалоги, архетипы в виде харизматичного главного злодея и обонятельной героини, завлекающую динамику развития истории.

Временной лаг короток, основные события происходят в рамках одного дня, и это должно было раскрутить темпоритм до 120 ударов в минуту. На деле получилась кардиограмма пожилого с ИБС. Местами заводит, но чаще медленное течение пульса. Это в 60ых годах прошлого века можно было обходиться незамысловатыми сценарными экзерсисами. Но даже тогда, в Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён, например, сумасшедшее развитие и архивыпуклые герои, один Дынин чего стоит.

Кадр из фильма "Девочка Нина и похитители пианино".
Кадр из фильма "Девочка Нина и похитители пианино".

Справедливости ради надо отдать должное создателям за риск. Музыкальная тема почти без музыки, раскрыть её, в достаточной для понимания детей, мере, дорогого стоит. Нестандартные локации и некоторые придумки, внутри фортепьяно, тоже интересно наблюдать. И понятная для каждого метафора трансформирующегося инструмента во всё, что пожелает хозяин, главное подобрать ключ. Ведь музыка способна открывать неведомые горизонты воображения. Она способна поднять на ноги больного, заставить идти в бой и понять неизвестный язык. 

Вообще фильм больше для старшего поколения, рождённых в СССР, с увлечением смотревших Электроника и Гостью из будущего, читавших Велтистова и Булычева. Нынешним детям, после в разы увеличившегося ритма всего вокруг, сложно усидеть на месте 90 минут и смотреть эпопею спасения пианино. Притягателей внимания в Девочке Нине чрезвычайно мало, и разбросаны по картине они хаотично, поэтому большинству деток будет моло интересно.

Хотя в семейном кругу, сидя втроём или вчетвером у экрана, на уютном диване, каждый из членов семьи увидит, разглядит, больше тем и смыслов, ностальгических ноток, нежели в кинотеатре.