Найти тему
Исторический музей

История дирижаблей. Часть II

Продолжаем наш рассказ об истории развития диражаблей. В первой части мы рассказывали о зарождении дирижаблей и их применении в военном деле.

Жетон на булавке. Дирижабль. 1880-1917 гг.
Жетон на булавке. Дирижабль. 1880-1917 гг.

Однако дирижабли применялись и в мирных целях — для транспортировки грузов и перевозки людей. В 1928 году был построен один из самых больших и знаменитых дирижаблей — Граф Цеппелин, совершивший первое в истории кругосветное путешествие на аэростате всего с тремя посадками для дозаправки. За 20 дней он преодолел более 34 тысяч километров со средней полётной скоростью около 115 км/ч.

9 сентября 1930 года в 8 утра дирижабль «Граф Цеппелин» вылетел со своей базы во Фридрихсхафене в Москву. Стационарных механизированных приспособлений для причаливания на аэродроме не было — дирижабль принимала на руки швартовая команда из 250 человек, курсантов воздухоплавательных школ.

«Граф цеппелин» в стране Советов. Крепнет фронт ударничества. Первая половина ХХ в.
«Граф цеппелин» в стране Советов. Крепнет фронт ударничества. Первая половина ХХ в.

В Москве «Графа» принимали на Центральном аэродроме имени Фрунзе, на Ходынском поле. Дирижабль ждали в Москве к 16 часам, но ещё накануне стало известно, что он появится раньше — уже в полдень. В начале десятого дежурная вышка Центрального аэродрома передала по громкой связи: «Граф Цеппелин» прошёл Волоколамск. Следуя разработанному сценарию, навстречу ему вылетели два авиационных отряда, несколько истребителей и гражданских самолётов, которые эскортировали воздушного гостя до момента посадки.

Надежда Аллилуева так писала Сталину: «Всех нас в Москве развлёк прилёт Цеппелина, зрелище было, действительно достойное внимания. Глазела вся Москва на эту замечательную машинку. В день прилёта цеппелина Вася на велосипеде ездил из Кремля на аэродром через весь город».

Летом 1931 года состоялся его известный полёт в Арктику с научными целями, а вскоре дирижабль приступил к выполнению относительно регулярных пассажирских рейсов в Южную Америку, продолжавшихся до 1937 года.

За девять лет эксплуатации «Граф Цеппелин» провёл в воздухе около 17 200 часов, совершил 590 полётов в разные страны мира, преодолел почти 1,7 млн км, перевёз 13 110 пассажиров и около 70 т грузов и почты; при этом он 143 раза пересёк Атлантический океан и 1 раз — Тихий.

В Советском Союзе первый дирижабль был построен в 1923 году, однако велись и работы по восстановлению дирижаблей XIX века — к началу Первой мировой Российская империя имела 18 боевых дирижаблей.
9 апреля 1932 года впервые поднялся в воздух «СССР В-1». На нем доставляли почту из Ленинграда в Москву.

Дирижабль «В-1» - первый шаг в развитии советского дирижаблестроения. Неизвестный фотограф. Союзфото. 1930-е гг.
Дирижабль «В-1» - первый шаг в развитии советского дирижаблестроения. Неизвестный фотограф. Союзфото. 1930-е гг.

Завод по производству дирижаблей был построен в районе современного Долгопрудного — «Дирижаблестрой». С конца 1920-х годов на этом месте располагалась воздухоплавательная база, а сам завод начал работать 5 мая 1932 года. В этот же месяц Дирижаблестрой получил из Ленинграда три дирижабля мягкого типа: СССР В-1, СССР В-2 (Смольный) и СССР В-3 (Красная звезда).

Они предназначались для учебно-агитационных полётов и испытаний их применения в народном хозяйстве — 7 ноября 1932 года над Красной площадью прошли четыре советских дирижабля: В-1, В-2, В-3, а также В-4.

Публикация печати «Ленинград. В Институте гражданского воздухофлота начались конструкторские работы по постройке первого дирижабля...». Первая половина ХХ в.
Публикация печати «Ленинград. В Институте гражданского воздухофлота начались конструкторские работы по постройке первого дирижабля...». Первая половина ХХ в.

Дирижаблестрою была поставлена задача организовать производство дирижаблей полужесткого типа, для этого в СССР был приглашен итальянский аэронавт и конструктор дирижаблей Умберто Нобиле, на какое-то время связавший свою судьбу с СССР.

За несколько лет до своего приезда Нобиле отправился на дирижабле на Северный полюс, потерпел крушение, и в спасательной экспедиции участвовал советский ледокол «Красин».

Фортштевень вернувшегося из похода ледокола «Красин», покрытый глыбами льда. Союзфото. Декабрь 1931 г.
Фортштевень вернувшегося из похода ледокола «Красин», покрытый глыбами льда. Союзфото. Декабрь 1931 г.

Нобиле не раз высказывался о значимости развития дирижаблестроения в СССР:

«В мире существует еще, по крайней мере, одна страна, где дирижабли могли развиваться и широко с пользой применяться. Это — Советский Союз с его обширной территорией, по большей части равнинной. Здесь, особенно на севере Сибири, огромные расстояния отделяют один населенный пункт от другого. Это осложняет строительство шоссейных и железных дорог. Зато метеорологические условия весьма благоприятны для полетов дирижаблей».

В конце февраля 1933 года Нобиле совместно с советскими инженерами создал первый советский полужёсткий дирижабль СССР В-5. 27 апреля 1933 года В-5 совершил свой первый полёт продолжительностью 1 час 15 минут. До конца 1933 года В-5 совершил более 100 полётов.
Через год команда представила новый СССР-В6 «Осоавиахим», который должен был стать первым пассажирским дирижаблем в Советском Союзе и курсировать по постоянным маршрутам.

Фоторепродукция. Советские дирижабли над Москвой. Вышнепольский. Союзфото. 1930-е гг.
Фоторепродукция. Советские дирижабли над Москвой. Вышнепольский. Союзфото. 1930-е гг.

СССР В-6 установил мировой рекорд беспосадочного полета, побив достижение немецкого дирижабля. 29 сентября 1937 года он вылетел из Долгопрудного — пролетел над Новгородом, Ивановом, Курском, Воронежем, Пензой и приземлился в поселке. Чуть больше чем за пять дней дирижабль преодолел почти пять тысяч километров.
Вскоре после этого деятельность «Дирижаблестроя» практически полностью остановилась. Поселок Дирижаблестрой переименовали в Долгопрудный — в честь длинного пруда на реке Мерянке. На базе завода в 1956 году создается Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики, разрабатывавшее стратостаты и аэростаты.

Значок «Первый советский дирижабль». Завод «Победа» Вторая половина ХХ в.
Значок «Первый советский дирижабль». Завод «Победа» Вторая половина ХХ в.

Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда при посадке в Лейкхерсте сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург», выполнявший рейс из Германии в США. Несмотря на то, что дирижабли редко горели и терпели аварии, их катастрофы причиняли намного большие разрушения по сравнению с самолётами.

Дирижабли
0