Продолжаем наш рассказ об истории развития диражаблей. В первой части мы рассказывали о зарождении дирижаблей и их применении в военном деле.
Однако дирижабли применялись и в мирных целях — для транспортировки грузов и перевозки людей. В 1928 году был построен один из самых больших и знаменитых дирижаблей — Граф Цеппелин, совершивший первое в истории кругосветное путешествие на аэростате всего с тремя посадками для дозаправки. За 20 дней он преодолел более 34 тысяч километров со средней полётной скоростью около 115 км/ч.
9 сентября 1930 года в 8 утра дирижабль «Граф Цеппелин» вылетел со своей базы во Фридрихсхафене в Москву. Стационарных механизированных приспособлений для причаливания на аэродроме не было — дирижабль принимала на руки швартовая команда из 250 человек, курсантов воздухоплавательных школ.
В Москве «Графа» принимали на Центральном аэродроме имени Фрунзе, на Ходынском поле. Дирижабль ждали в Москве к 16 часам, но ещё накануне стало известно, что он появится раньше — уже в полдень. В начале десятого дежурная вышка Центрального аэродрома передала по громкой связи: «Граф Цеппелин» прошёл Волоколамск. Следуя разработанному сценарию, навстречу ему вылетели два авиационных отряда, несколько истребителей и гражданских самолётов, которые эскортировали воздушного гостя до момента посадки.
Надежда Аллилуева так писала Сталину: «Всех нас в Москве развлёк прилёт Цеппелина, зрелище было, действительно достойное внимания. Глазела вся Москва на эту замечательную машинку. В день прилёта цеппелина Вася на велосипеде ездил из Кремля на аэродром через весь город».
Летом 1931 года состоялся его известный полёт в Арктику с научными целями, а вскоре дирижабль приступил к выполнению относительно регулярных пассажирских рейсов в Южную Америку, продолжавшихся до 1937 года.
За девять лет эксплуатации «Граф Цеппелин» провёл в воздухе около 17 200 часов, совершил 590 полётов в разные страны мира, преодолел почти 1,7 млн км, перевёз 13 110 пассажиров и около 70 т грузов и почты; при этом он 143 раза пересёк Атлантический океан и 1 раз — Тихий.
В Советском Союзе первый дирижабль был построен в 1923 году, однако велись и работы по восстановлению дирижаблей XIX века — к началу Первой мировой Российская империя имела 18 боевых дирижаблей.
9 апреля 1932 года впервые поднялся в воздух «СССР В-1». На нем доставляли почту из Ленинграда в Москву.
Завод по производству дирижаблей был построен в районе современного Долгопрудного — «Дирижаблестрой». С конца 1920-х годов на этом месте располагалась воздухоплавательная база, а сам завод начал работать 5 мая 1932 года. В этот же месяц Дирижаблестрой получил из Ленинграда три дирижабля мягкого типа: СССР В-1, СССР В-2 (Смольный) и СССР В-3 (Красная звезда).
Они предназначались для учебно-агитационных полётов и испытаний их применения в народном хозяйстве — 7 ноября 1932 года над Красной площадью прошли четыре советских дирижабля: В-1, В-2, В-3, а также В-4.
Дирижаблестрою была поставлена задача организовать производство дирижаблей полужесткого типа, для этого в СССР был приглашен итальянский аэронавт и конструктор дирижаблей Умберто Нобиле, на какое-то время связавший свою судьбу с СССР.
За несколько лет до своего приезда Нобиле отправился на дирижабле на Северный полюс, потерпел крушение, и в спасательной экспедиции участвовал советский ледокол «Красин».
Нобиле не раз высказывался о значимости развития дирижаблестроения в СССР:
«В мире существует еще, по крайней мере, одна страна, где дирижабли могли развиваться и широко с пользой применяться. Это — Советский Союз с его обширной территорией, по большей части равнинной. Здесь, особенно на севере Сибири, огромные расстояния отделяют один населенный пункт от другого. Это осложняет строительство шоссейных и железных дорог. Зато метеорологические условия весьма благоприятны для полетов дирижаблей».
В конце февраля 1933 года Нобиле совместно с советскими инженерами создал первый советский полужёсткий дирижабль СССР В-5. 27 апреля 1933 года В-5 совершил свой первый полёт продолжительностью 1 час 15 минут. До конца 1933 года В-5 совершил более 100 полётов.
Через год команда представила новый СССР-В6 «Осоавиахим», который должен был стать первым пассажирским дирижаблем в Советском Союзе и курсировать по постоянным маршрутам.
СССР В-6 установил мировой рекорд беспосадочного полета, побив достижение немецкого дирижабля. 29 сентября 1937 года он вылетел из Долгопрудного — пролетел над Новгородом, Ивановом, Курском, Воронежем, Пензой и приземлился в поселке. Чуть больше чем за пять дней дирижабль преодолел почти пять тысяч километров.
Вскоре после этого деятельность «Дирижаблестроя» практически полностью остановилась. Поселок Дирижаблестрой переименовали в Долгопрудный — в честь длинного пруда на реке Мерянке. На базе завода в 1956 году создается Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики, разрабатывавшее стратостаты и аэростаты.
Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда при посадке в Лейкхерсте сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург», выполнявший рейс из Германии в США. Несмотря на то, что дирижабли редко горели и терпели аварии, их катастрофы причиняли намного большие разрушения по сравнению с самолётами.