Найти тему
Мировая Экономика

Был ли антисемитизм в СССР?

В эфире передачи "Закон и порядок в США" Михаилу Хазину был задан следующий вопрос:

Вопрос такой: когда мы говорили с Яковом Кедми мы дошли до того момента, что мы обсуждали антисемитизм в Советском Союзе. Очень много людей в чате возмутилось по этому поводу. Я тоже жил в Советском Союзе, я ходил там в школу до 5 класса и помню всё это. Я помню, что мы жили в Узбекистане, моего отца даже не назначили начальником Артека потому что он еврей. Ему мягко намекнули, что он сделать этого не может. Поэтому для него создали такой же международный дом отдыха, но в Узбекистане.
Мы не сильно сталкивались в Узбекистане с антисемитизмом. Узбеки хуже относились к русским, евреев они не трогали. Евреи для них были нормальными. Когда начальник был узбек, по совместительству всегда был еврей. Так принято было в Узбекистане. Но там синагоги не сильно разрешались. Так всё-таки был антисемитизм в Советском Союзе, от чего убежал Яков Кедми или нам это показалось? Как ты думаешь, еврей, живя в Советском Союзе? Что ты думаешь по этому поводу?

Михаил Хазин:

Это вопрос тонкий, потому что существует несколько линий. Одна народная, другая – государственная. Советское государство регулярно устраивала разные компании против евреев. Иногда крупные, иногда мелкие. Это правда.

Что касается народной ненависти к евреям, я с ней никогда не сталкивался. Но при этом надо понимать, что я жил в Москве. Я жил на территории, где никогда не было Польши, где не было еврейских погромов.

Конечно, мой папа, например, сталкивался с антисемитизмом, когда он приезжал в Киев на конференцию. Но что устроили бандеровцы во время Великой Отечественной Войны, мы все знаем.

А что устроили националисты в Прибалтике, которые просто вырезали всех евреев?

Так вот, что я хочу тебе сказать – каждый раз нужно очень внимательно разбираться, что было, чего не было. Потому что меня, например, не приняли в Московский университет по причине национальности, но при этом я прекрасно понимал, что реальная причина является даже не в государственной политике, а в политике некоторых групп в российском руководстве. Мы хорошо видим, что те люди, которые ставили двойки, один из них сейчас ректор Московского университета, другой – первый вице-спикер Госдумы. То есть они оказались вполне себе успешными ребятами.

Ведущий:

Просто смотри, люди стали писать: «Вы, такие плохие. Советский Союз вас учил, давал деньги, образование, а вы потом уехали в Израиль, в Америку. Вы неблагодарные Советскому Союзу».

Михаил Хазин:

Слушай, а сколько было среди евреев авиаконструкторов, строителей, разного рода инженеров, которые столько сделали для страны? Поэтому не надо. Да, люди разные. Кто-то хочет уехать, кто-то не хочет уехать.

Прадед мой, который воевал в гражданскую за белых, он был казак и у Краснова полком командовал, он никуда не уехал в 20-м году, а продолжал воевать с советской властью. Поэтому, понимаешь, это штука сложная. Каждый раз надо очень внимательно разбираться, потому что иногда у людей бывают безвыходные ситуации, когда они просто не знают, что делать.

В израильских газетах того времени Сталина называли спасителем Европы, спасителем евреев и создателем Израиля
В израильских газетах того времени Сталина называли спасителем Европы, спасителем евреев и создателем Израиля

Ведущий:

Я до сих пор помню, мне моя учительница в 4 классе, говорила: «Ну что, Дудник, когда ты уже в свой Израиль уедешь?»

Михаил Хазин:

Ты меня извини, но это совершенно типичный пример тяжелого комплекса.

Я со своей стороны могу сказать, что когда мне было 17 лет и я в первый раз оказался в русской деревне, на Ярославщине, я же учился в Ярославском университете после этого, как меня не приняли в Московский.

Русский народ очень долго пытался у меня узнать, что такое еврей. Он и так пытался, и сяк – я не смог объяснить, что такое еврей. В их понимании это бред. Если человек приехал к ним и живёт по их правилам, то он русский.

Они мне объясняли: «У нас живёт тракторист», - не помню, как его звали, - «Он, когда приехал, был настоящий азербайджанец. Он был из Баку. Служил тут в армии, женился на нашей девке Машке. Теперь у нас живёт. Когда приехал, в Аллаха верил, свинину не ел, водку не пил». Я говорю: «И?»

Они говорят: «Ну, Аллаха у нас тут сроду никто не видывал. А свинину он уже жрёт!». Это я с интонациями человека, который умеет рассказывать. Дедок такой. Я так понимаю, ему тогда было 59-60. То есть он был моложе, чем я сейчас. Смешно. «По нашим прикидкам, года через 3-4 водку пить начнёт и русским станет».

А потом они мне сказали: «Миша, мы поняли, что такое еврей». Я говорю: «Ой, расскажите, что это такое».

Они говорят: «Понимаешь, в каждой, даже самой маленькой деревеньке, в которой три двора, есть свои заморочки. Причём все, кто в ней живёт, про неё всё знает, а все остальные не знают. Вот еврей – это московская заморочка. Вы в Москве точно знаете, кто у вас еврей, а кто не еврей. Больше об этом никто не знает, потому что им это не интересно». Я говорю: «Ладно, хорошо, примем так».

Читать в продолжение темы:

Кто стоит за планом новой Хазарии

Этой идее очень много лет
Этой идее очень много лет