Все самое интересно в Дагестане спрятано в аулах: балхарская керамика, кубачинские орнаменты, Гунибская крепость, аутентичная кухня и настоящий национальный колорит.
Дагестан удивительно многонационален и каждый аул это своя история, обычаи и даже язык. Расскажем, какие аулы стоит посетить, если Сулакский каньон и Дербент вы уже видели.
Аул Чох
Как свидетельствуют археологические находки, первое поселение на территории нынешнего Чоха возникло 10 тысяч лет назад.
В историю Дагестана Чох вошел как родина передовых медиков, поэтов, юристов, филологов, математиков. Один из самых известных местных жителей — спортсмен и врач Али Алиев, который прославил свой аул, Дагестан и Россию. Али Алиев стал первым российским пятикратным чемпионом мира по вольной борьбе и параллельно получил звание кандидата медицинских наук.
В Чохе всегда большое внимание уделяли образованию — из учеников местной школы около 130 получили звание докторов наук.
После распада СССР молодежь начала разъезжаться из аулов крупные города. Например, именно так и опустел Гамстуль — про него мы расскажем чуть позже. Большую роль в том, что мы сейчас знаем аул Чох как один из самых популярных, сыграл местный житель Заур Цохолов. Заур выкупил старинное здание и сделал из него гостиницу в этно-стиле. Так у местных жителей появились рабочие места, аул стал развиваться в туристической сфере — сейчас здесь уже несколько гостиниц, где можно остановиться.
В Чохе нет каких-то определенных достопримечательностей, но сюда хорошо приезжать, чтобы погрузиться в быт Дагестана, полюбоваться природой, пообщаться с местными жителями и побывать в соседнем ауле-призраке.
Аул Чох компактно расположился в горах, практически на самом обрыве и очень гармонично вписался в горный ландшафт. Часть пейзажа — окружающие Чох рукотворные террасы. Возведены они были в глубокой древности, предположительно более пяти тысяч лет назад.
Только представьте, какой это был труд! На склонах гор заниматься земледелием сложно, и люди решили частично выровнять горы. Во времена постройки не использовалось никакой техники, все сделано руками и нехитрыми инструментами.
Аул Гамстуль
Гамсутль — покинутый аварский аул, в самом сердце Горного Дагестана, всего в нескольких десятках километров от Гуниба и менее, чем в 200 км от Махачкалы.
Аул расположился на высоте полутора тысяч метров, в окружении неприступных скал с одной стороны и удобной дорогой с другой стороны, ровно посредине между аулами Чох и Согратль.
У аула богатая на события история, особенная архитектура — селение будто «врастает» в каменистый склон. Его нельзя увидеть, находят в долине, только с высоты. Дома здесь прижимаются близко друг к другу, чтобы не терять и полуметра земли.
По одной из версий, аул основали аварские ханы. Аварцы – один из коренных народов Северного Кавказа и самый многочисленный народ современного Дагестана.
Гамстуль – в переводе означает «у подножья ханской крепости», согласно же другим источникам – «крепость царя». Древняя сказка о Гамсутле могла бы начинаться так: когда-то в далёкие времена, когда ещё ислам не распространился в Дагестане, древний Хан построил свою крепость, недоступную ни для кого на вершине гор, туда, куда не может добраться смертный.
За сотни лет своего существования, жители аула сменили несколько религий, от зороастризма и христианства до ислама, а во времена СССР и отрицание какой-либо религии в принципе.
Вплоть до 1960-х в ауле жили люди — здесь работала школа, больница с родильным отделением, магазины, сюда вела неплохая автомобильная дорога. Несмотря на отдаленность от других селений и сложный рельеф, местные жители не стремились покидать родные земли.
Активно покидать Гамсутль его жители, особенно молодые, начали лишь в 70–80-х годах XX века в поисках работы в столице Дагестана из-за труднодоступности аула.
«В 1970-х годах реки в этой местности были полноводные. Еще в моем детстве через реку в Чохе мы могли проплыть лишь на лошадях, а сейчас ее вброд пройдет любой ребенок. И вот однажды сели смыли мост через реку. Жители Гамсутля два месяца были оторваны от мира. Это обстоятельство заставило многих переехать и бросить свои дома», – рассказывает Заур Цолохов, житель аула Чох.
В 2002 году здесь жили 17 человек. В 2010-м – 10. Наступил момент, когда в удивительном горном селении осталось всего три жителя, причем двое из них враждовали из-за земли. А третий — вернувшийся в родной аул из города Абдулжалил Абдулжалилов. Раз в месяц он спускался вниз, чтобы купить продукты, забрать пенсию, узнать новости и зайти в библиотеку.
До последних своих дней — до 2015 года — он разводил пчел, писал свою работу по религии и встречал туристов. Такой вот мэр города или директор музея под открытым небом. Абдулжалил Абдулжалилов прожил один Гамсутле около 9 лет. После его смерти аул окончательно опустел.
Село Гоор
Аул Старый Гоор в Дагестане — селение в Шамильском районе, недалеко от поселка Хебда.
В ауле давно никто не живет, местные жители спустились на километр ниже, где равнинные земли больше подъходят для занятий сельским хозяйством, и основали селение Новый Гоор.
В новом ауле, несмотря на труднодоступность, неплохо развита инфраструктура. Здесь есть медпункт, учебное учреждение, несколько магазинов, библиотека и, конечно, мечеть.
Верхнее селение Гоор когда-то давно состояло из семи башен и жилых строений, примыкающих к ним. Сейчас от домов остались одни руины, но кое-что всё-таки сохранилось. В первую очередь, это три высокие каменные башни, точное время постройки которых никто не знает. Ориентировочно их относят к XVII веку. На некоторых камнях, однако, обнаружены петроглифы с символами, относящимися к доисламскому периоду — это спиральные свастики, изображения лабиринтов и звезд, солярные символы.
Когда-то здесь жили семь тухумов — семейных общин, и у каждой была своя башня, чтобы защищаться от набегов неприятелей. Из семи башен уцелели только три. Из четырех других местные жители построили себе дома в новом селе.
Жители аула в основном занимались скотоводством и земледелием. Кстати, о земледелии. На узком плато, где построен Старый Гоор, воздух и микроклимат были особенными — даже в сильную засуху здесь были хорошие урожаи. Это была одна из причин, почему на селение часто нападали.
В остальном, обычаи у предков были те же, что и у современных жителей Дагестана: глубокая вера в семейные узы, почитание традиций, неукоснительное гостеприимство.
Здание, в котором раньше располагалась мечеть, — единственное относительно сохранившееся в старом Гооре. Интерьер мечети очень скромный, в нем нет и намека на современность. Рядом с селением сохранилось древнее капище — некоторые могилы относятся еще к языческим временам.
Туристы приезжают в Старый Гоор, чтобы осмотреть руины башен и сделать фотографии на местных языках троллей.
Аул Гуниб
Также очень популярное место у туристов. Гуниб расположен в 150 км от Махачкалы на горном плато высотой около 1500 метров. Это плато с отвесными краями, а многие дома построены прямо на склонах — разница между нижними и верхними зданиями почти 700 метров.
Археологи относят Дагестан к очагу происхождения культурных злаков — это одно из тех мест, где вообще впервые стали выращивать зерновые.
И непосредственно в Гунибе учёные обнаружили первобытные стоянки возрастом более 8 тысяч лет.
Туристы приезжают в Гуниб, чтобы прочувствовать колорит этих мест, полюбоваться природой и прикоснуться к истории.
Именно здесь закончилась многолетняя Кавказская война. Аул Гуниб, занявший горную седловину на высоте 1500 м, стал последним оплотом легендарного имама Шамиля и местом одного из последних сражений Кавказской войны. 25 августа 1859 года, после короткого штурма, Шамиль сдался в плен командующему русскими войсками князю Барятинскому.
В 1862 г. на месте превращенного в руины аула возвели крепость, рядом с которой и возникло современное село Гуниб.
Главные достопримечательности Гуниба — участок крепостной стены, который защищал селение с наиболее уязвимой западной стороны, и двое крепостных ворот. Нижние ворота носят имя князя Барятинского, верхние — имама Шамиля.
По лесной тропинке от беседки можно дойти до Царской поляны. В 1871 г. на ней состоялся грандиозный обед в честь прибытия в Гуниб императора Александра II. Чтобы провести банкет, в земле вырыли траншеи, в которых участники банкета и сам император стояли перед расстеленным бурками импровизированным столом.
Высшая точка Гунибского плато — гора Маяк, высотой 2352 м над уровнем океана. С неё открывается обзор на весь Внутренний Дагестан, реку Карайкосу, Гунибскую ГЭС, селения Хиндах и Хоточ.
Село Кубачи
Жители спрятавшегося высоко в горах аула в совершенстве владеют техникой гравировки металла и насечки золотом и серебром, не имеющей аналогов в мире. Секреты своего ремесла передают из поколения в поколение и до сих пор почти в каждом кубачинском доме изготавливают необыкновенно красивые серебряные изделия — украшения, оружие, посуду.
Уникальные работы кубачинских мастеров можно увидеть не только в Эрмитаже, но и в Лувре, Эрмитаже, музее Метрополитен в США и других.
Во всём остальном мире Кубачи считается Меккой для коллекционеров персидской керамики Сефевидского периода: у специалистов для таких тарелок есть специальный термин Kubachi ware, и даже в лондонском Музее Виктории и Альберта в зале персидского искусства трудно не заметить ярлычки, указывающие на факт приобретения экспонатов в далеком дагестанском селе.
Цитата из материала на knife.media
Первые упоминания о селе появились в персидских источниках и датируются VI–VII веками. В середине X века арабский географ и историк Аль-Масуди упоминает о «царстве Зерихгеран», что в переводе с персидского означает «царство кольчужников». Он пишет, что на территории нынешнего аула Кубачи проживали ремесленники-кольчужники, которые делали не только очень надёжные кольчуги, но и превосходное оружие.
Считается, что с VI и до XV века Зирихгеран был суверенным торговым городом-государством, где придерживались принципа свободы совести: население исповедовало зороастризм, христианство и мусульманство.
Большое влияние на архитектуру села Кубачи оказал как раз зороастризм. Многие дома украшены резными барельефами с изображением всадников, пеших воинов, барсов, нападающие на кабанов и зайцев, прижавших уши.
Когда в начале XV века началась исламизация, то всем изображением посбивали лица и морды — в исламе нельзя изображать живых существ.
Кубачинцы известны не только своим серебром, но и золотым шитьем. Женщины здесь носят традиционные платки, расшитые золотыми нитями. Узоры могут быть самыми разными, но чаще всего встречается изображение пера или цветка. В отличие от большинства дагестанских женщин кубачинки носят платок не по религиозным соображениям – это традиционный национальный обычай.
Где остановиться
Недавно сервис Привет Тур добавил новые объекты — в Екатеринбурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, а теперь и в Дагестане.
Вот несколько подборок для размещения в Дагестане: