Часто сталкиваюсь с достаточно странны поведением мам детей с особенностями развития, стремящихся компенсировать речевое нарушение ребенка запретом "аномальной" речи. Приведу пример подобных мнений.
-Мой сын говорит фразами из мультика, или пересказывает услышанную сказку слово в слово с комментариями диктора. Я запрещаю ему говорить в такие моменты, перевожу тему в другое русло. В итоге мой ребенок практически всегда молчит, так как своей, свободной речи у него не много.
-Ребенок практически не говорит, иногда указывает пальцем на предмет и мычит или вокализируется, часто это мычание происходит в общественных местах. Я запрещаю ему это делать, чтобы не пугал окружающих и не привлекал к нам внимание лишний раз, которого и так больше, чем нужно.
-Речь моего сына похожа на бессвязный поток, он соскальзывает с одной мысли на другую. Когда не знает, что ответить, говорит хоть что-нибудь. Я устала ждать от него конструктивного диалога и просто не реагирую на ход его мыслей, все равно они не несут информации.
Давайте рассмотрим азы аномального развития. Практически все тяжелые дети в анамнезе имеют задержки психо речевого развития, многие из них получают ту самую задержку в возрасте 4х месяцев. Звучит она как задержка предречевого развития. Именно в данном возрасте у малыша должен появиться первые лепетные цепочки, но увы, этого не происходит.
Лепет присущ всем детям, не зависимо от нарушения мышления. Разница лишь в том, что ребенок с тяжелой умственной отсталостью сведет лепет на нет, так и не дойдя до стадии осознанного слова.
Многие считаю, что мычащий ребенок, является крайней стадией отставания и не требует повышенного внимания и реабилитации. "Ну с чем там работать"... Чаще всего причин мычания две. Основная проблема мычания-моторная. Такие нарушения как дисфагия, дизартрия, диспраксия, аномалии развития органов речи- нарушают способность ребенка контролировать и использовать мышцы. Подобные дети требуют сложной кропотливой работы, логопедического массажа и речевых укладок, а в случаи врожденных пороков и хирургического лечения. Первые слова подобных малышей звучат одним гласным звуком, и даже за такую речь нужно изрядно побороться. Постепенно на каркас гласных наращивают согласные, позволяя ребенку получить возможность говорить. Второй группой мычащих детей можно считать сенсорных деток, нарушение слухового восприятия которых сильно повреждено, эти дети проходят стадию лепета, но со временем он стихает, так и не перейдя в речь. С ними так же проводится работа по обучению различения звуков, вычленение речевых и не речевых конструкций.
С мычащими детьми разобрались. Теперь рассмотрим детей с аномальной, патологической речью полной эхолалии и логореи, можно ли запрещать подобную речь? Эхолалия и логорея закономерный этап развития речи, в норме он возникает в возрасте до 2х лет. Данные нарушения являются патологией внутренней речи. При поражении речевых зон выраженной задержке развития данный словарь сильно отстает на фоне общего развития, забегающего вперед. Так появляется эхолаличная память, способность ребенка к запоминанию и воспроизведению огромного объема текста на языке оригинала. К сожалению, использование речевых конструкций дается таким детям с большим трудом, выйти из эхолалии можно лишь сформировав собственный словарь из объема усвоенных эхолалических шаблонов. По сути, запрещая эхолалиию родители наступают на горло самой речи, свободной и осознанной, появление которой становится невозможно. Неосознанная речь не впопад носит в основе те же проявления. Ребенок, с недостаточным пониманием речи, теряющийся в вопросе пытается ответить хоть что-то. Задача родителя присмотреться к ситуации, вызывающей патологическую речь, разобрать с ребенком сложный для него материал, дать варианты ответа на данный вопрос.
Детский мозг, по средством патологического общения пытается преодолеть свои нарушения и нормализовать свое состояние. Самое страшное в речи-молчание, полное отсутствие желания к коммуникации. К данному состоянию часто приходят малыши детских домов, знающие, что реакции на их просьбы не последует, и внимания к попыткам коммуникации оказано не будет.
Конечно, все мы живем в мире людей, и прекрасно можно понять маму особого малыша, желающую погулять в покое на детской площадке. Да странный, но хотя бы не вокализируется и не отпугивает других детей, не талдычит как заезженная пластинка странный текст. Когда он молчит, выглядит вполне адекватным, даже может поиграть со сверстниками опираясь на ситуацию, полепить куличи или побегать в догонялки, и дети готовы принять такого игрока, но стоит ему открыть рот, как картинка смазывается, и все разбегаются. Иллюзия "нормальности" навсегда останется иллюзией, если подавлять и прятать попытки сложного речевого восстановления.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки буду Вам очень признательна.