Изучаем самые интересные проекты «Архипелага 2023», и, конечно, в фокусе беспилотные технологии. Создатели цифровой платформы BURAN уже этой осенью выходят на рынок образования и будут готовить пилотов дронов для разных сфер бизнеса.
5 миллионов на грызунах
Команда, которая выпускает в свет BURAN, на самом деле конструкторское бюро. Вместе с зарубежными партнерами в 2020 году они спроектировали квадрокоптер и даже поставили его на учет в Росавиации. Но финансовые сложности не позволили наладить серийное производство модели.
Команда пошла дальше и разработала программное обеспечение для анализа аэрофотоснимков с любого беспилотника. Проект успешно запустили в сельском хозяйстве и попутно выяснили, что всходы, посевы и минеральные удобрения — не главное, о чем хотят знать фермеры.
Порой самая важная информация для фермеров — где засели грызуны.
Когда рассказывали потенциальным клиентам, как здорово ПО определяет всхожесть, участки недолива и нехватки удобрений, это мало кого впечатляло. А вот умение находить грызунов и тропы диких животных, которые портят посевы, приносило реальные заказы. Так в компании появилась фраза «За прошлый год на грызунах мы заработали пять миллионов».
Из-за запретов полетов в 2022 году развивать проект стало сложнее. И компании удалось выгодно продать его частному инвестору.
Новый проект на основе старого опыта
Основные создатели платформы BURAN — четыре человека с очень разным опытом в бизнесе. Их связала сфера образования — все они так или иначе проводили тренинги и консультации.
Поэтому решено было сочетать опыт создания квадрокоптера и ПО «для поиска грызунов», исследования городской аэромобильности и анализа зарубежных проектов с образовательным прошлым и идти в образовательную сферу.
Отрасль активно растет, грамотные пилоты и механики будут востребованы, а значит, их нужно кому-то учить.
Согласно проекту «Кадры для беспилотных авиационных систем», к 2030 году в стране должен быть миллион специалистов в сфере беспилотников, при этом в 2023 году ситуация критичная: пилотам не хватает элементарных часов летной практики, а о механиках и говорить нечего — найти профессионала практически невозможно. В крупные компании приходят «специалисты» с опытом в 10–15 часов налета, которым доверяют дроны стоимостью от пятисот тысяч.
Модульная модель подстраивается под запрос
После изучения мирового опыта и трехсот часов проблемных интервью с компаниями модель обучения сделали модульной, а движок собрали с нуля.
Найти готовый сервис для размещения контента, который будет отвечать всем техническим требованиям, не получилось. Важно было сочетать удобную систему для проведения вебинаров и опросов и технологии геймификации. Подобные комплексные сервисы есть за рубежом, но сейчас в России они не работают. Поэтому основатели проекта сделали собственную платформу.
На цифровой платформе размещены тексты, видео, тесты, а самое главное — нашлось место для цифрового полигона.
Ученикам не надо ничего скачивать, переключаться между программами. Можно просто зайти в личный кабинет — и учиться, не отвлекаясь.
Модульность позволяет каждому участнику собрать свой личный «пазл» из нужных образовательных блоков с лекциями, текстами и практикой и не переплачивать за неиспользуемые знания.
Если клиенту нужно снимать свадьбы и детские праздники, платформа предложит базовый курс пилотирования плюс основы сценарного мастерства и монтажа. При этом не придется тратить время и деньги на изучение ПО для аэрофотоснимков, обработки карт и съемки 3D-объектов.
Что входит в обучение
Теоретическую часть можно изучать онлайн на платформе или офлайн в московском учебном центре. Ученики погружаются в процесс за счет геймификации — за качество прохождения обучения и правильно сданные тесты они получают баллы, которые можно менять на фирменный мерч или оплату модулей.
На всем процессе обучения эксперты будут давать обратную связь и отвечать на вопросы, а домашние задания будут проверять живые инструкторы.
У платформы BURAN свой цифровой полигон. На симуляторе ученики отрабатывают навыки управления и безопасность полета. Сейчас в нем три климатические зоны: горная местность, арктическая зона, средняя полоса. В будущем планируется больше.
Но симулятора недостаточно, поэтому учеников приглашают прокачаться в реальных полетах в учебном центре в Москве. Там есть свой парк беспилотников — от простых любительских до более серьезных.
Создатели платформы разработали программы и для детей. Дети до пяти лет изучают основы аэродинамики на примере бумажных самолетиков. Так они смогут понять базовые вещи: почему квадрокоптер летит, как на это влияет погода, как сделать его полет безопасным. В курсе для детей постарше теория представлена на 200 страницах красочного комикса.
Обучение в виртуальной реальности
В проекте есть и инновационная часть — технология IN-VR. Для России это новое направление.
Слушатели ощущают эффект живого присутствия на занятии во время прямой трансляции в VR, где бы они ни находились.
При просмотре ролика на YouTube можно отвлечься на соцсети и мессенджеры. А когда ученик надевает гарнитуру, он полностью погружается в процесс. Очки необязательно должны быть дорогие, — это может быть простая модель для работы со смартфоном за 2–3 тысячи рублей.
Профессиональные камеры на 360 градусов позволяют слушателям перемещаться в пространстве, подходить к столу инструктора и смотреть на беспилотники с разных сторон.
Такая технология помогает не только повысить вовлеченность учеников, которые живут в других регионах, но и дает возможность получать цифровые навыки людям с ограниченными возможностями.
Тестирование выдержки пилотов
Помимо базовых курсов пилотирования, воздушного мониторинга и технического обслуживания, на платформе можно обучиться использованию беспилотников в сельском хозяйстве, геологоразведке, строительстве, коммунальном хозяйстве и при обслуживании солнечных электростанций.
Кроме того, важно не только обучить пилотов, но и протестировать их психологическую устойчивость. Так делают в большой авиации. Но и для беспилотной сферы не менее важно, чтобы пилот обладал выдержкой, самоконтролем и устойчивостью внимания.
Исследования подтверждают, что критические ошибки и аварии совершают не новички, а опытные пилоты, которые пренебрегают чек-листами, проверками и стандартами.
Курс по беспилотникам в искусстве
Подобное направление пока не очень популярно в России, но уже активно развивается в мире. Создателей вдохновила постановка Lucie In The Sky от Australasian Dance Collective, которая объединила танцоров с пятью персонажами-дронами, имитирующими человеческие эмоции. У каждого дрона свой цвет источника света, который означает персонажа: друга, лидера, шута, бунтаря или мудреца.
Это не просто скоординированное роение дронов: каждый дрон — как актер, который отыгрывает тонкие межличностные отношения с танцорами.
Ждем выхода платформы BURAN уже этой осенью. А в следующем году желаем команде проекта исполнить свой план и выйти на рынки стран BRICS, США и Европы с модулями на иностранных языках.