Найти тему
Мастер Творцов

Жюль Бастьен-Лепаж – «Октябрь. Сбор Картофеля» (1878 год)

Жюль Бастьен-Лепаж – «Октябрь. Сбор Картофеля»
Жюль Бастьен-Лепаж – «Октябрь. Сбор Картофеля»

Данная картина в творчестве Жюля Бастьена-Лепажа (годы жизни 1848-1884), которые некоторые по праву считают его величайшим в карьере шедевром, стала дополнением к произведению под названием «Сенокос», написанному годом ранее. Её основное название обозначает собой месяц сбора урожая, на полотне изображаются два крестьянина, работающие в поле.

На переднем плане творения молодая женщина наклоняется, пытаясь переместить корзину с собранным ею картофелем в большой холщовый мешок, в то время как женщина, стоящая позади неё, продолжает тяжкую работу по сбору овощей. Кажется, что пейзаж картины растягивается всё дальше и дальше, прежде чем встречается с линией горизонта под серым, заполненным облаками небом.

Согласно веб-сайту Национальной Галереи Виктории в Мельбурне (штат Виктория, Австралия), где работа и выставляется:

«Бастьен-Лепаж планировал рисовать сельскую жизнь такой, какой он её знал лично, прославляя её невзгоды, а также достоинство, присущее самим крестьянам. Он особенно презирал всех тех городских живописцев, чьи сентиментальные взгляды на деревенскую жизнь лишь подтверждали их абсолютное незнание о ней, но чьи работы так и продолжали активно заполнять собой ежегодные Парижские Салоны во Франции».

Как и в случае с творением «Сенокос», произведению «Октябрь. Сбор Картофеля» немного не хватает социального реализма работ Жана-Франсуа Милле (годы жизни 1814-1875) и Гюстава Курбе (годы жизни 1819-1877) – художников, с которыми Бастьена-Лепажа регулярно сравнивали. Как утверждает автор Франсуа Крастр:

«В отличие от Милле и его картины «Сборщицы Колосьев» (1857 год), Бастьен-Лепаж не пробуждает в нас никакого сострадания к данным людям, которые упорно трудятся, склонившись над землёй; никакая нотка горечи не печалит его картины, и типы, которые он показывает нам, обладают здоровой энергией крестьян, которые живут своей жизнью на открытом воздухе и любят земельную почву, ибо она даёт им пропитание».

Художница и писательница Кэти Лок предполагает, что «крестьяне застыли во времени, как на фотоснимке, и что неловкий жест крестьянки на переднем плане полотна по сравнению с её расслабленной и улыбающейся спутницей на первый взгляд кажется нелепым перед стоящей решаемой энергозатратной задачей».

Она также добавляет, что «художник объединяет цвет и текстуру, которые мы можем видеть в пейзажах Камиля Писсарро (годы жизни 1830-1903) или Альфреда Сислея (годы жизни 1839-1899), с реализмом французского академического художественного искусства той поры. Таким образом, мы видим его отношение к импрессионизму в сочетании с сильным влиянием академических исследований».

  • Художник – Жюль Бастьен-Лепаж
  • Название – «Октябрь. Сбор Картофеля»
  • Год создания – 1878
  • Размеры – 180,7 х 196 сантиметров
  • Материал – Масло на холсте
  • Место нахождения – Национальная Галерея Виктории (Мельбурн, штат Виктория, Австралия)