Найти тему

Очень приятно, царь!

Изредка езжу на выездные богослужения в разные города и посёлки Подмосковья. Обычно это очень приятные мероприятия — в отдалении от столицы люди приветливее, добрее, душевнее, щедрее. Хорошего богослужебного пения никогда не слышат или слышат очень редко, поэтому принимают радостно и ласково. И похвалят, и покормят, да ещё денег дадут. Кроме того, выезд часто сопровождается интересными знакомствами и разговорами.

Ездим мы иногда семейным подрядом — я с мужем и моя коллега с мужем. Вчетвером мы составляем полный тембральный квартет и все имеем личный транспорт, поэтому я обычно не заморачиваюсь — зову их.

Несколько дней назад мы ездили в одно село близ Волоколамска. У настоятеля местного храма была большая личная дата, много гостей, торжественная служба и прекрасный стол — в Москве таких нынче не накрывают на приходах. Погода радовала, на территории храма есть источник с купальней, роскошный яблоневый сад. А на обратном пути моя коллега Татьяна и ее супруг набрали в соседнем лесу полтора килограмма отборных боровиков. Мы с мужем, к сожалению, как вечно спешащие товарищи, не составили им компанию, что по сей день заставляет меня грустно вздыхать. В общем, и попели, и послужили, и впечатлений набрались. Да ещё, в рекламных целях, обменялись телефонами с другими участниками службы — хороший хор нужен всем, жаль, что изредка. Но это наши реалии.

Был на этом празднике один необычный гость. Ни много ни мало — духовник царской семьи. Я как-то не сразу сориентировалась, поэтому спросила у сообщившего мне об этом настоятеля: «Он что, до сих пор жив?»

Настоятель смущенно заулыбался и ответил, что это батюшка духовник Марии и Георгия Романовых. Началась служба. Да простит нас всех актуальный Президент, но Марию Владимировну Гогенцоллерн-Романову поминают как царицу, ее сына Георгия Гогенцоллерна, прусского принца, как цесаревича. Ну и ещё у них там прибавление в семействе. Георгий женился на Виктории, и у них родился сын Санек. Санька поминают тоже. Как цесаревича, естественно. Цирк, да и только.

Вот эти люди:

Надеюсь, они следят за артериальным давлением и сахаром в крови, потому что морбидное ожирение мама и сынок давно отпустили. А все Романовы отличались спортивным телосложением и прекрасными фигурами. Вспомнить хоть Николая Второго, хоть его папу и дедушку.

Хочется вздохнуть, сказать, мол, тяжёлый случай это все. Но природное любопытство заставило меня начать разбираться в этой истории. Георгий — потомок Дома Романовых по женской линии. Его мать Мария — внучка двоюродного брата последнего российского императора. Так называемая «кирилловская ветвь».

Двоюродный брат Николая Второго Кирилл Владимирович всегда жил за границей — как известно, в русских царях практически не было русской крови. После трагической гибели царской семьи, чуть погодя, в 1924 году, Кирилл Владимирович, естественно, живя очень далеко от России, издал Манифест, в котором провозгласил себя императором «попранной России». На серьёзных щах он отправил Манифест своей тетушке, вдовствующей императрице Марии, которая, слава Богу, не приняла его и дала племянничку весьма однозначный ответ — нет, не бывать этому, губозакаточную машинку прилагаю.

Сын Кирилла Владимировича, собственно, Вовка, тоже сказал потом, что он царь Владимир Первый. А потом, во Вторую Мировую, сотрудничал с Адольфом Алоизычем, полностью приняв нацистскую философию. Был не прав, заблуждался, считал, что Гитлер способствует борьбе с большевизмом. Так что можно объединиться с ним против главного врага царизма. Мария и есть дочь того самого Владимира (типа, Первого) и знатной грузинки Леониды Багратиони (древний род, ничего не могу сказать, но все же не царский).

Эти товарищи, ряженые в «царские шмотки», считают себя главными претендентами на российский престол. Спорно? О да.

Российский престол долгие годы, пока правила династия Романовых, наследовался правилами Указа о престолонаследии Павла Первого. Когда я его читала, то у меня сложилось впечатление, что Павел составил его под влиянием обид на свою августейшую матушку Екатерину Вторую — у них были непростые отношения. Престол передавался только от отца к сыну, а женщина могла царствовать единолично, только если не оставалось больше потомков мужского пола. Каждый брак наследников должен быть одобрен действующим императором (его нет, поэтому тут мимо), и не быть морганатическим (вот это он зря, морганатические браки могли бы спасти династию от гемофилии и других генетических болезней, но Павел ещё об этом не знал). Нового Указа, как известно, издано не было, поэтому пользуемся павловским.

Мария и Георгий продолжают смешить народ. К России они не имеют вообще никакого отношения, по-русски говорят едва-едва. Росли за границей.

Есть ещё «Михайловская ветвь Романовых» — потомки брата Николая Второго Михаила Александровича. Те скромнее, но тоже претендуют. Но все их браки морганатические, с самыми обычными женщинами. Я это одобряю — свежая кровь означает здоровье рода. А вот Павел Первый не одобряет. Поэтому никто не может претендовать на российский престол.

Настоятель храма под Волоколамском и другие участники службы смущались — нет, мы вообще-то никогда их не поминаем, но приехал духовник, понимаете? Неудобно, нужно помянуть. Будто это поминовение как-то компрометирует храм.

А что думаете вы, уважаемые читатели? Могут ли потомки Романовых править нашей страной? Эффективной ли будет монархия? Какой она должна быть — конституционной или все же абсолютной? Интересно…