Рассказ "Три брата " (часть 42)
-Сынок! - только и смогла произнести Алевтина, когда увидела своего сына. Слёзы хлынули градом.
-Мама! - ответил Миша и обнял её.
-Боялась, что не дождусь.
-Не говори так! Ты у меня ещё ого-го!
-Да какое там!-махнула рукой Алевтина,а потом спохватилась: - Что это я! Сейчас на стол соберу быстро! Я же ждала тебя!
-Мама, не суетись.
-Как же можно? Ты же вернулся, сынок! - и Алевтина подошла к сыну и обняла его крепко-крепко, а потом погладила по голове, как когда-то в детстве. Миша раньше вырвался из материнских объятий, считал, что такие нежности ему ни к чему. И говорил матери, чтобы она так обнимала больного Гришу. А сейчас был рад, что у него есть мама, которая столько лет ждала его. Он на минуту представил себя маленьким мальчиком, так хорошо ему стало от материнских прикосновений. Захотелось сказать маме, как он её любит. Но не знал Миша, как произнести эти важные слова. И смог только тихо, виновато сказать:
-Спасибо тебе за всё!
Тётя Наташа пришла сама без приглашения. Ей не терпелось увидеть друга своего пропавшего сына. Алевтина, услышав звонок в дверь, догадалась, что это Наталья. Мишка испуганно посмотрел на мать.
-Не переживай, наверное, видели тебя, когда ты шёл.
-Яков Борисович, - ответил он и вспомнил тренера, который встретил Мишу словами:"Ну, с возвращением в родные края!"
Наталья уже с порога начала извиняться, что не выдержала и пришла сразу.
-Возмужал ты, Мишаня. Дитенок горький был, когда... ушёл, а сейчас настоящий мужик!-про себя отметила, что выглядит Миша теперь старше своих лет и сильно отличается от Гриши.
-Так десять лет, тётя Наташа, от звонка до звонка! Они кого хочешь изменят,-ответил Миша. Хотел добавить, что и Наталью годы сильно изменили, но промолчал.
Тётя Наташа переминалась с ноги на ногу, собираясь спросить то, ради чего и пришла. Алевтина смотрела на подругу и ждала, когда та решится задать вопрос. Она догадывалась, что речь пойдёт о Саше. Собравшись духом, Наталья, едва сдерживаю слезы, спросила:
-Миша, может, там у вас кто-то говорил о моём Сашеньке? Люди-то у вас с разных мест. Мало ли...
-Нет, тётя Наташа, ничего никто не говорил. А что, от него так ничего и не слышно?
Наталья не ответила, не смогла. Только всхлипнула и направилась к двери. Алевтина не стала её просить остаться. Когда Наташа ушла, сказала не то Мише, не то себе:
-Не может она поверить, что нет её Сашки уже на белом свете. Раз за столько лет даже весточки не послал и не объявился, значит, некому объявляться. Но материнское сердце отказывается это принимать. И я Наталью понимаю. Ей так легче. Есть какая-то надежда.
Миша ничего не говорил. Вспомнил Сашку, дядю Рому и подумал, каким дур@аком был. Вслух сказал другое:
-Мама, расскажи, как Вася, Гриша. Какой племянник у меня? На кого похож?
И Алевтина заговорила уже другим тоном, более радостным:
-Приедут они в выходные. Сам их увидишь. Тогда и поговорите. А о том, что Вася наш ведущий инженер, я тебе писала. И у Гриши все хорошо. А Петенька на него похож. Такие же глаза и улыбка.
-А чувствует себя Гриша как?
Алевтина вздохнула:
-Как тебе сказать, по-разному. Он же не жалуется. Только словом обмолвился, что на обследование ездил. Суставы ему надо менять. На очередь его поставили. Ему, как инвалиду, положена замена бесплатно.
-И долго ждать?
- А кто же его, сынок, знает. Людей же больных много, не только наш Гриша. Правда, Вася сказал, что можно платно всё сделать. Тогда и ждать не придётся. Но это деньги большие. Вася хочет разузнать, что и к чему, чтобы помочь.
-И я Грише помогу! - уверенно сказал Миша и поделился своими планами: - Я дома задерживаться не собираюсь. С Вовкой, другом своим, о котором я тебе рассказывал, поеду. Работать буду в Подмосковье. Вовка неплохо зарабатывает. Правда, надо будет подучиться, но я у тебя способный.
-Как так? - всплеснула руками Алевтина. - Я думала, что ты здесь задержишься. У нас рабочие руки нужны. Сейчас время другое наступило. Былые годы со страхом вспоминаю. Теперь и зарплату вовремя платят, и строители везде требуются. В каждом посёлке дома возводят. Они ещё модным словом называются-коттеджи. Все для того, чтобы молодёжь не уезжала в города, а в родных местах оставалась. Рабочих рук не хватает. Я думала, что и ты будешь работать. Уже похлопотала перед начальством. Обещали взять тебя, правда, сказали, что пока на испытательный срок, а ты...
-Нет, мама, я уже все решил. Поеду деньги зарабатывать.
-Тебя всё равно большие деньги манят. Неужели, сынок, ты так и не понял, что лучше меньше, но так, чтобы хорошо было?
-Все по-другому будет, по-честному, не переживай.
-И когда ты ехать собираешься?
-Вовка должен скоро вернуться, где-то через недельку. Отдых у них недели три, может, четыре, а потом поедем. А пока я тебе помогу. Все, что скажешь, сделаю.
-Да ничего и не надо, в принципе, если в сарае крышу подремонтировать только, - невесело ответила Алевтина. Ей не хотелось, чтобы сын уезжал. Гораздо спокойнее было бы, если бы он остался дома. Но уже через несколько дней Алевтина и сама хотела, чтобы сын отправился на заработки.
Когда приехали Вася и Гриша и вся семья собралась вместе, Алевтина постаралась накрыть стол. Конечно, бутылку полусухого вина она тоже приготовила. Так было принято.
Вася не притронулся к спиртному (данное себе слово он держал), Гриша только пригубил, а Миша выпил. Не сказать, чтобы много, но на улице, куда он вышел, с соседями начал вести оживленную беседу. До этого Миша со всеми только здоровался. Если и останавливался поговорить, то только с Яковом Борисовичем. А тут разговаривал со всеми, кто ему встречался. Ничего плохого никому не сказал, но было видно, что только освободившийся сын Алевтины навеселе.
Задержался на улице с Катей, которую впервые увидел после освобождения. Мать уже успела рассказать сыну о несчастливой семейной жизни Кати. Муж часто её "гонял", и она с двумя маленькими детьми приезжала в деревню. И была там до тех пор, пока её супруг не являлся за ней и не увозил назад.
Катя вскользь упомянула о муже, сказав:
-Не знаю, как будет дальше, уехала бы куда, но он меня везде найдёт.
-Зачем же ты тогда замуж за него вышла? - поинтересовался Миша.
-Не знаю, - ответила Катя. Не хотела говорить, что квартира у мужа в городе была(от бабушки досталась) и работал он вахтами. И Кате это нравилось. Деньги он привозил, а потом уезжал. И Кате была воля вольная. До мужа слухи разные доходили, но он молчал, потому что любил свою Катьку. Когда же она родила одного ребёнка, а через три года и второго, начал отыгрываться на ней. И теперь она подстраивалась под его настроение. И когда он "припоминал" ей бурное прошлое, тщательно маскировала синяки.
Катя смотрела на Мишу манящим взглядом. У освободившегося парня даже дрожь по телу пошла. Катя это почувствовала и шепнула:
-Ты приходи сегодня вечером к бане. Я детей спать уложу, а потом приду.
Мишка пожал плечами, а потом пошёл домой. Ближе к полуночи собрался идти в условленное место. Алевтина испугалась.
-Ты куда это? Ночь на улице.
-Воздухом хочу вольным подышать. Не бойся, я скоро приду.
Но Алевтина, которой уже донесли, что сын разговаривал с Катей, не поверила. И вышла на улицу следом. Она видела, что Миша идёт в направлении Катиного дома. Наблюдала, как он остановился возле бани, а затем хотел зайти внутрь, но остановился. А потом послышался крик. Это кричал Катин муж, который вечером неожиданно явился в деревню. Пришёл пешком из города.
-Ах ты... Я тебя... - кричал мужчина.
-Подожди, это сын мой, - вмешалась в разборки Алевтина. - Это он ночью дворы перепутал, выпил лишнего.
-Мама, уйди, сами разберёмся, - оттолкнул её Миша.
-Нет, Христом Богом прошу, пойдём со мной! - Алевтина стала между сыном и мужем Кати. Самой Кати нигде не было видно.
И Миша послушал,хотя руки так и чесались надавать этому горе-мужу за то, что обижает Катю. Но мама плакала, и её слезы подействовали.
Миша пошёл домой. Когда они с Алевтиной уже были около подъезда, она остановилась, посмотрела на сына и сказала:
-Уезжай, сынок, наверное, так будет лучше!
На следующий день вся деревня говорила, что "веселый" Мишка и муж Катьки устроили между собой разборки. И Алевтине было стыдно появляться на улице.
Начало. Читайте: Подруга.