Эта статья посвящена моему неоконченному роману, который я начал постепенно выкладывать в виде рассказов в своем блоге. Писать я его начал в конце 80-х годов XX века, и относился к этой идее довольно серьёзно. Потом охладевал иногда на несколько лет. А в начале XX века оставил эту затею. Сейчас я просто выношу на суд читателей то, что было написано с перерывами примерно с 1989 по 2006 год, почти без правок. Сейчас бы я, наверное, писал бы немного другим языком.
"Назови свои беды по имени совести" - социально-философский роман с элементами автобиографии. Как видно из заглавия романа,
два ключевых понятия - "беды" и "совесть" красной нитью проходят через все произведение. Обстоятельства сильнее человека или человек сильнее обстоятельств?
Для кого и для чего живет человек? Может ли он всегда
оставаться самим собой? Познаваем ли мир и делают ли
знания человека счастливым? Герои романа по-разному отвечают
на эти вопросы, а некоторые вопросы так и остаются без ответов.
По сути, центральный персонаж Михаил Андреев - не пример для подражания, а потомок - "лишних людей" в русской литературе: Онегина, Печорина, может быть
Обломова и Клима Самгина. Для того, чтобы понять Андреева, надо набраться терпения и прочесть большую часть романа, хотя и всей книги для этого может ока-
заться не достаточно. Михаил Андреев - непрактичный
"интеллигент - самоед", какие всегда были и всегда будут. Всю жизнь он пытается совместить несовместимое
- покой и поиск истины, и в этом один из главных конфликтов романа.
В романе не очень много динамики, поэтому название типа "Приключения Михаила Андреева" выглядело бы слишком претенциозно, хотя и без приключений тоже не
обойдется. Книгу можно было бы озаглавить "Мир глазами Михаила Андреева". В ней так или иначе отражены основные явления жизни советского, а затем российского общества: застой, перестройка с ее надеждами, крушение былых идеалов, метания интеллигенции в тяжелую пору переходного периода к капитализму на закате ХХ
века. И в тоже время вечные проблемы отцов и детей,
неразделенной любви, выбора спутника жизни, борьба
человека со злом в самом себе, чередование безденежья, болезней, надежд и разочарований.
Михаил Андреев - один из тнх, кого называют «не от мира сего», и в этом его главная проблема. Но один человек не может победить целый мир, тем более если этот человек не
борец. Михаил не имеет четкого представления о том,
что же ему нужно от жизни. Он хочет улучшить и весь
мир, и самого себя, и окружающих. Он то ставит перед собой сверхзадачи, то не ставит никаких. Порою кажется, что Михаил Андреев вот-вот найдет себя: в шахматах, в религии, в семейной жизни. Но меняется что-то в нем самом или вокруг, и появляются сомнения и жизнь опять окрашивается в серый цвет. Михаил старается доказать самому себе и другим, что он не зависит от окружающих и их мнение его не интересует. Но в действительности, он обостренно реагирует на малейшие перемены в отношениях людей к себе, хотя и скрывает это.
Иногда он предпринимает неумелые попытки приспособиться к этой жизни, но у него ничего не получается или получается еще хуже. Конечно, со временем жизнь
чему-то учит его, и двадцатипятилетний Михаил уже не тот, что двадцатилетний. Но в одном он не меняется -
Михаил не вникает в то, что ему неинтересно, даже если это может оказаться для него полезным. Такая нерасчетливость, негибкость, неумение "подать себя" делают его несовременным как при социализме, так и в эпоху "новых русских".
Со стороны может показаться, что Андреев - на удивление холодный, невозмутимый и даже аморфный че-
ловек, но со временем можно понять, что он очень чувствителен, легкораним, даже эмоционален и в общем-то наивен. Так он убежден, что добро сильнее зла, потому что несмотря на то, что хороших людей очень мало, зло в мировом масштабе никак не может одержать
полной победы. Михаила тяготит необходимость все время делать выбор между "да" и "нет", ему более по душе "не знаю". Такая его мягкотелость изредка переходит в
свою противоположность и доходит, порой, до чудачества. Но в душе он не способен быть жестким человеком, даже с теми, кто этого заслуживает. Но беспринципным
его не назовешь. Когда жизнь ставит его перед выбором, Михаил Андреев старается поступать по совести, даже
во вред себе.
В романе много действующих лиц., и некоторые из них не менее, и даже более интересны, чем сам главный герой. Например, философствующий интеллигент-технократ Николай Жеметин, по своему очень талантливый, по словам которого: "Как можно любить людей?! Как может грешник любить грешника?! Я люблю котов и Бога." Или классический неудачник Бибигонов, эрудиция которого никому не нужна, который всегда
Петя, и в тридцать пять лет, и в сорок пять. Или неутомимая Таня Листопад, сектантка,мистически похожая на первую жену главного героя Наташу. Она имеет над Михаилом сильную власть на уровне подсознания, и знакомство с
Татьяной заметно меняет его жизнь,а расставание с ней повергает в длительную депрессию.
Показывая действительность такой, какая она есть, автор старается не сгущать красок. Многих персонажей выручают самоирония и чувство юмора, в том числе и самого Михаила. Не смотря на это, читатель ненавязчиво подводится к мысли о том, как жесток,
несправедлив, бесчеловечен этот мир, в котором даже
неплохие по земным меркам люди становятся рабами денег, славы, собственной похоти. О том, что нельзя быть счастливым, делая несчастными других. И что в
конечном счете только второе пришествие Иисуса Христа
на нашу Землю способно покончить со всем злом и несправедливостью.
Том I-й "Рефлексия" представляет собой как бы большой сборник рассказов о Мише Андрееве, где последующие истории не обязательно связаны с предыдущими, поэтому знакомство с романом можно начинать с любой главы без опасения не разобраться в сюжете. Том II-ой - "Черно-белый мир", начинается с жизненной драмы, в которую попадает Михаил, и последствия
которой непредсказуемы и никого вокруг не оставляют равнодушным. Хронологические рамки еще не законченного романа охватывает период с конца 70-х годов ХХ века до начала XXI века.
Но все это "присказка, не сказка, сказка будет впереди". Сказка ли?