Базальные ганглии, пользуясь укороченной трактовкой, группа ядер. Здесь выделяют 4 структуры, имеющих «пальму первенства»: полосатое тело, бледный шар, чёрную субстанцию и субталамическое ядро. Базальные ганглии: «миротворец», соединяющий двигательные отдела с «апологетом здравого смысла» префронтальной корой и экспансивной лимбической системой, пребывающих в изуверской схватке разума и порывистых страстей: восстать против слаженной системы здорового образа жизни и подчиниться инфантильному всплеску, опустошив финансовые пожитки и воспользоваться доставкой вредных яств домой или не прекращать поддерживать достигнутые результаты? Пока наше самообладание находится на отметке «выше всех похвал» → префронтальная кора директивным образом выбирает рациональное решение, заглушая эмоциональную сигнализацию. Но стоит ей утомиться, лимбические отделы берут своё → мы прописываем свои действия под диктовку неукротимых желаний.
То есть базальные ганглии играют роль тормозной системы мозга: они «остужают пыл» в двигательной коре, пока внутри неё не будет принято РЕШЕНИЕ, что нужно делать и затем «растормаживает» команду, которая лучше всего подходит к ситуации, поэтому мы располагает богатым репертуаром решений на все случаи жизни (можем выбрать что-то одно и придерживаться плана, не метаясь в попытках одновременно перепробовать все варианты решений).
Выходит, что базальные ганглии- отдел подкорки мозга, занимающийся проблемой выбора нужной ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ.
Базальные ганглии- интегратор наших мыслей, чувств и движений.
В случае непритворного испуга вы костенеете, стоя на месте, будучи не в состоянии вымолвить ни слова, ведь базальные ганглии отвечают за постепенную интеграцию эмоций, мыслей, движений, поэтому при перегрузке просто отключаются.
Но решения, принимаемые в базальных ганглиях, могут обновляться по мере приобретения нового опыта (т.е. разрабатывается более эффективный план действий, учитывая новые факторы, которые могут повлиять на успех).
Также привычное занятие может показаться «хуже горькой редьки» и выйти из рутинного обихода у пользу новых активностей- за подобное переключение в поисках новизны тоже отвечают базальные ганглии.
Каким же образом происходит обновление наших поведенческих программ? Когда мы решаем выбрать определённый вариант поведения, внутри этого варианта уже вшит ПРОГНОЗ- то, что мы ожидаем получить в результате своих действий. Этот прогноз мозг сравнивает с тем, что вышло на самом деле, и по итогам сравнения ДОФАМИНОВАЯ СИСТЕМА выступает в роли ЖЮРИ. Если в ее понимании получилось лучше ожидаемого → дофамина выделится много: мы возьмём удачное решение на заметку, будем использовать его чаще. Если же прогнозы были разрушены до руин → появится ДОФАМИНОВЫЙ ПРОВАЛ → мы будем пробовать иные варианты либо же вообще начнём избегать неприятных ситуаций. Это называется обучением с подкреплением.
Таким образом, наш колоритный жизненный опыт встраивается в систему поведенческих стратегий, обновляя подборку действий и прогнозов, которые мы выдвигаем словно виртуозный футуролог.
А действия, используемые нами в стандартных ситуациях и приводящие всегда к стандартным решениям (знакомый путь от дома до кофейни по утрам в выходные дни) автоматизируются. Прогноз всегда совпадает с нужным результатом → программа действий не нуждается в модификациях и напоминает режим «автопилота». Так и появляются привычки: в типовых ситуациях формируются наборы стандартных действий. Это бережёт время, ресурсы, освобождает наши внимание при выполнении повседневных дел, чтобы мы могли поразмыслить о чем-нибудь постороннем.
К нарушениям работы базальных ганглиев относят обсессивно- компульсивное расстройство (если взять на заметку теорию об органических нарушениях подкорковых структур пациентов с ОКР), различные формы аддикций: человек осуществляет навязчивые, нецелесообразные действия в иллюзии отсутствия выбора.