Найти тему
Царьград. Звёздный путь

"Приключения жёлтого чемоданчика" – уши как секрет успеха и географические чудеса на монтаже

Оглавление

Детали создания киносказки "Приключения жёлтого чемоданчика" – уши как секрет актёрского успеха и географические чудеса с помощью монтажа.

Картина Ильи Фрэза "Приключения жёлтого чемоданчика" (1970) – удачный пример совмещения сказочной атмосферы, комедийного жанра и современного (для тех лет, разумеется) антуража. Экранизация повести Софьи Прокофьевой о волшебном докторе, потерявшем жёлтый чемоданчик со своими лекарствами (от трусости, болтливости, лени, плаксивости и т.д.), стала наглядным доказательством юному советскому зрителю, что в его жизни тоже есть место настоящей сказке.

В материале специальной рубрики Царьграда вы можете прочитать о том, как в этом вроде бы безобидном фильме актёрам довелось выполнять опасные трюки. Сегодняшний наш рассказ – об исполнителях главных детских ролей и о местах съёмок картины "Приключения жёлтого чемоданчика".

Блестящий старт несостоявшихся карьер

Сюжет закручен вокруг чемоданчика, в котором находятся лекарства, способные помочь мальчику Пете и девочке Томе. Беда Пети – в его удивительной трусости: молодой человек настолько всего боится, что его даже дома одного оставлять нельзя.

-2

Роль Петьки стала дебютной для 11-летнего Андрея Громова. Через год мальчик сыграл небольшую, но заметную роль внука главных героев в ленте "Офицеры", однако открывавшиеся артистические перспективы его не вдохновили. После окончания школы Громов поступил в МГИМО, стал дипломатом, работал в посольствах нашей страны за рубежом. По его собственным воспоминаниям, на пробах он очень волновался и забыл почти все выученные басни и стихи – но режиссёра подкупили его очаровательные, торчащие в разные стороны уши.

-3

Виктория Чернакова исполнила роль девочки-несмеяны Томы, которая почему-то всё время грустила и почти непрерывно плакала. Именно её отец, отважный лётчик по фамилии Верёвки, пришёл к волшебному доктору за помощью – так и перепутались два с виду одинаковых жёлтых чемоданчика.

На момент съёмок Вике было всего 9 лет, для неё это тоже был первый опыт работы в кино. Для своей героини она подходила идеально – её выбрали из других претенденток за врождённый талант "плакать по сигналу". Девочка могла "пустить слезу" в любой момент – для её персонажа незаменимое умение. После "Приключений жёлтого чемоданчика" Чернакова снялась в ещё одной незначительной роли и на этом с кино покончила, выбрав научную сферу деятельности.

Как из "почти трёх" городов сделать один

Ещё одним из условий чудесной и при этом современной атмосферы фильма стали места съёмок. Уже по первым кадрам картины очевидно, что перед нами явно город с богатой средневековой, причём европейской, историей. Всё верно – это столица тогдашней Эстонкой ССР, город Таллин, который часто становился местом действия советских киносказок (например, фильм "Город мастеров").

-4

Однако исторический центр, Старый город, стал не единственным местом съёмок в Таллине. Попали в него и новые (как наверняка сказали бы в современной Эстонии – "построенные проклятыми русскими оккупантами") кварталы. Несколько эпизодов съёмочная группа запечатлела на плёнку в микрорайоне под названием Мустамяэ. В частности, здесь была создана слегка психоделическая сцена, когда доктора и Петю преследует целая толпа людей – и все до одного с жёлтыми чемоданчиками.

-5

Но всё же основную часть "современных" городских сцен снимали уже в Москве. Здесь танцевала на крыше пятиэтажки бабушка Томы в исполнении Татьяны Пельтцер (район Медведково). В столице были сняты все "придорожные" эпизоды – как доктор и бабушка сначала пытаются поймать попутку, а затем едут на крыше троллейбуса; перемещение в том же транспорте Пети и Томы.

-6

Наиболее интересным представляется короткий, в несколько секунд, эпизод с фасадом цирка, к которому подъезжают доктор, папа и бабушка Томы и мама Пети, чтобы предотвратить нечто ужасное. Дело в том, что вид цирка это продвинутые спецэффекты того времени – в действительности перед нами вход на Черёмушкинский рынок. Характерный купол и святящаяся надпись "Цирк" были сняты в другом месте и "добавлены" с помощью техники комбинированного кадра.