Найти в Дзене

Из показаний свидетелей карательной операции фашистов в "Песчаном логу"

Песчаный лог - одна из самых скорбных страниц в истории оккупации Воронежа фашистами в период Великой Отечественной войны. Даже несмотря на то, что с тех дней, лета 1942 года, прошло уже очень и очень много лет, с каждым годом открываются все новые и новые подробности того, как все тогда происходило. К сожалению, подробности эти, как и архивы допросов с воспоминаниями, все более и более печальные. Возникает один вопрос - зачем? Зачем это нужно было делать? Ответа на это никто так и не получил. Да и в годы войны таких случаев на оккупированных территориях были тысячи. На всех допросах немцы твердили лишь одно - у нас был приказ и мы его четко выполняли, не задумываясь о том, кто перед нами, женщины, дети или старики...

Из акта, составленного Воронежским городским советом трудящихся о массовых ликвидациях граждан Воронежа в период оккупации фашистскими войсками.

"7 августа 1942 года к зданию, в котором размещался госпиталь (ниже на фото), подошли две грузовые машины, которые были крыты брезентом. Немецкий офицер, который прибыл с машинами, заявил о том, что госпиталь эвакуируется в село Орловку и Хохол. Больным было предложено грузиться в машины. Тех, кто не мог самостоятельно передвигаться, вынесли на носилках и также погрузили в машины. Когда обе машины были заполнены под завязку, брезент закрыли и таким образом больные не могли видеть, куда именно их везут. Выехав из города, машины свернули вправо от дороги, той, что идет на село Малышево, поехали к небольшому песчаному логу, возле которого остановились".
-2
"(Из показаний свидетельницы, Поповой Анны Федоровны, единственной из оставшихся тогда в живых) Когда машины отъехали совсем недалеко от города, они остановились на некотором расстоянии друг от друга. Сидя за брезентом мы не видели что происходит, но считали, что у первой машины случилась поломка с мотором. Подтверждения этому находили в том, что мы слышали звуки, похожие на те, которые издает мотор, когда его заводят. Но тут один из мужчин немного отодвинул брезент и сказал, что нас привезли на расстрел. Сидевшие в кузове больные не поверили этому, пока брезент не отодвинули немецкие солдаты и приказали всем выходить.
Нашим глазам предстала ужасная картина. Мы стояли возле большого оврага, в котором находились больные из первой машины. Только они уже никогда не могли встать. Фашисты приказали нам ложиться лицом вниз рядом. Не ожидая никакого шанса на спасение, я легла и укрыла голову полами пальто. Именно это меня и спасло, потому как позже фашисты решили, что меня среди прочих уже нет в живых. Позже стали присыпать землей, что длилось совсем недолго. Поэтому, когда я услышала то, что машины уехали, в первую очередь выбралась из западни и спряталась в бурьяне на краю оврага. Далее я видела то, как машины уходили и приходили по несколько раз до самого вечера повторяя одну и ту же процедуру каждый раз".
-3
"(Из показаний свидетеля Меньшикова). В числе тех, кого эвакуировали из госпиталя, находилась и моя жена. Я сам был в этом госпитале после контузии, но буквально накануне эвакуации был выписан. Как мне сказал немецкий офицер, мою жену, в числе остальных, эвакуируют за Дон. Я сам помогал жене грузиться в машину. Мы договорились о том, что встретимся с ней в Орловке, в крайнем случае - в Хохле. Просто именно через эти села проходила дорога, по которой эвакуировали жителей Воронежа. Однако, спустя несколько дней я добрался пешком до Орловки и не обнаружил ее там. Тогда я пошел в Хохол, но и там нигде ее не нашел. Когда я обратился к немецкому коменданту Хохольского района с просьбой помочь мне найти жену, тот лишь засмеялся мне в лицо и заявил что "мало ли существует мест, куда они могли быть отправлены".
-4
"(Из показаний главврача Белянкина). Больные, находившиеся в госпитале, содержались в тяжелейших условиях. Больных было очень много, поэтому по большей части они лежали на полу, постельные принадлежности отсутствовали. В этих целях больные использовали собственную одежду. Питание практически отсутствовало, воды не было совсем. Все что было ранее, либо закончилось, либо забрали немцы. Немецкие оккупационные власти никакой помощи не оказывали. Не было никаких дезинфицирующих средств, марли и перевязок. Когда пришли автомашины, в первую очередь отправляли тяжелобольных. Машины делали по несколько рейсов в день, но правда очень быстро возвращались обратно, из-за чего я догадался о том, что никуда больных не эвакуируют, а отправляют совсем недалеко".
-5

После освобождения Воронежа от фашистов, молва о произошедшем в тогда разнеслась по городу. По указанию свидетельницы Поповой было установлено место проведения карательной операции - Песчаный лог. В результате трехдневных раскопок в овраге было обнаружено 450 бывших больных госпиталя, эвакуированных тогда фашистами. В их числе было 35 детей. Также из ямы было извлечено много личных вещей - бидоны, кружки, бутылки с маслом, детские игрушки. Было много костылей и протезов, что говорило о том, что больные не могли передвигаться самостоятельно, либо передвигались с трудом. По крайней мере, никакой опасности эти люди для немецкой армии точно не представляли...

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов