Ответ.
Душа - это христианское понятие.
Чтобы ответить на вопрос, существует ли в буддизме понятие душа, неплохо было бы узнать, что такое ,,душа" с точки зрения христиан.
Я специально почитала, что означает слово ,,душа" у разных авторов, но, к сожалению, не нашла ничего определенного и четкого.
Каждый автор даёт своё собственное определение, что такое душа, и образуется много противоречий.
Если душа бессмертна, то зачем, в таком случае, мертвые начнут вставать из гробов, когда затрубит Архангел Гавриил? Где все это время до воскресения находилась душа и какое она имеет отношение к мёртвому телу, которое лежит в гробу?
Если мёртвые встанут из гробов, а душа их давно уже ушла в ад или в рай, то, значит, мертвые встанут и будут ходить без души?Тогда наступит ,,зомби апокалипсис"?
Раз мертвым всё равно придётся вставать из гробов при звуке трубы Архангела Гавриила, то душа, похоже, сама по себе не имеет особой ценности?
В таком понимании сходства в буддизме нет.
В буддизме существуют чёткие (как всегда и во всём) однозначные понятия - ,,ум", ,,сознание".
,,Сознание" - это то, что живет.
Сознание живет в теле.
В перевернутой для нас перспективе нам кажется, что живёт тело, хотя на самом деле живёт сознание.
Все восприятия, которое имеет тело, все восприятия, которое имеет мозг, все восприятия, которые приходят из окружающей природы, все эти восприятия становятся реальными только в том случае, если существует осознающее сознание. Сознание пропитывает тело, как жидкость пропитывает губку. Сознание пребывает в каждом уголке, в каждой клеточке тела. Любой сигнал, любое восприятие, которое идёт от тела, воспринимает сознание, потому что только сознание имеет способность воспринимать.
Оно имеет воспринимающее качество. Само по себе тело не имеет воспринимающего качества.
Это похоже на то, как рука живёт внутри перчатки. Каким-то образом получилось так, что перчатка не знает, что внутри неё живёт рука. Она не знает, что все её движения - это движения руки и думает, что двигается она сама. Хватаясь за перила, она думает, что это она схватилась за перила. Пожимая другую перчатку, она думает, что у неё возникла любовь или дружество. Когда кто-то толкается или в ярости стучит кулаком по стене - перчатка думает, что в ней возникла агрессия или отталкивание.
Если бы она была интеллектуальным писателем, она бы написала какой-нибудь экзистенциальный роман о своих бесконечных терзаниях.
На самом деле внутри перчатки живет рука и управляет всеми ее движениями, всеми её тенденциями.
Точно так же сознание живёт внутри тела и движет его, как рука движет перчаткой.
Тело имеет рождение и смерть.
Оно проходит циклы зачатия, созревания, зрелости, увядания, старости и исчезновения, смерти.
Рождение тела начинается со вхождения сознания в слившиеся яйцеклетку и сперматозоид.
Без вхождения сознания тело не может быть рождено, как тело человека. Оно может быть рождено просто как какой - то кусок плоти. Когда рождается мёртвый ребёнок, это означает, что сознание покинуло тело этого ребенка ещё до того, как он появился на свет.
Когда тело умирает, это значит, что сознание ушло из тела и тело больше не может считаться живым человеком. Потому что только наличие сознания делает что-то живым.
Когда сознание покидает тело, то все органы чувств находятся в том же самом состоянии, как раньше, но они ничего не могут ощущать. Тело можно резать, пилить, жечь - оно ничего не будет ощущать, потому что ощущать может только сознание.
При анестезии делают укол в какую-то часть тела, чтобы та замёрзла и по энергетическим каналам в неё не могло проникать сознание, чувствуя боль.
Поток нейронов, передающих информацию, движется потоками праны, анестезия останавливает это движение .
Сущность сознания человека идентична сущности абсолютной природы всего универсума, которая не воспринимается живыми существами в силу неведения.
Когда ты обретаешь способность воспринимать свою подлинную природу, то можешь воспринимаешь подлинную природу всего универсума и все основы бытия.
У христиан говорится - ,,искра божья живет внутри нас".
Буддизм говорит - ,,сила просветления живёт внутри нас".
Он говорит: ,,мы обладаем семенем татхагаты - татхагатагарбха".
Если ,, душу" и ,,искру божью" у христиан можно было бы считать одним и тем же, то тогда есть определенное сходство с буддийским понятием ,,сознание".
И снова непонятно - зачем тогда мёртвым телам вставать из гробов? Если это просто образ - воскрешение мертвых - то почему у христиан запрещено сжигать мёртвые тела?
Ещё в одном аспекте отсутствует всякое сходство христианского понятия ,,душа" и буддийского понятия ,,сознание".
В христианстве считается, что у животных души нет. В буддизме же наличие сознания определяет само понятие ,,живое существо" - семчен - ,,обладающий сознанием". (сознание, когда оно не знает, что оно сознание и просто функционирует в состоянии неведения, это называется сэм. Когда сознание знает себя, оно называется ригпа).
В буддизме и индуизме есть достаточно историй о просветлённых животных.
У Шри Рамана Махарши была просветлённая корова Лакшми.
Кармапа 16 перепровождал своих птиц в нирвану.
Часто в буддийских храмах к самому началу пуджи собаки и присутствуют всю службу.
---
Мозг и тело подобны компьютеру, который всё время показывает разнообразные программы.
Их воспринимает и смотрит сознание. Сознание - пользователь этого компьютера. Оно постоянно смотрит программы и смотрит их так интенсивно и долго, что совершенно забыло само себя, отождествило себя с этими программами.
Но в какой-то момент сознание вдруг ненадолго отрывается от компьютера и понимает - ,,вот - я".
На самом деле все эти программы были не ,,я", я был тот, который смотрит эти программы.
В этот момент оно понимает свою совершенно отдельную, независимую, свободную природу. Свободную от компьютера.
Когда христиане говорят, что искра Божья живёт в каждом человеке, возможно, они подразумевают этот вот момент.
В буддизме это называется ,,Джняна" - состояние знания, состояние знание себя.
Когда пользователь компьютера уходит и перестает пользоваться компьютером, то все функции компьютера остаются на прежнем месте, но они не могут обслуживать сами себя.
Точнее, они может быть и могут добывать какие-то программы, но их никто не воспринимает и они бесполезны в данном случае.
В случае с компьютером, возможно, компьютер может больше, чем тело. Тело вообще ничего не может без сознания. Опять же то, что совершает компьютер, было задано сознанием.